Американский ветеран: война остаётся хорошим бизнесом для богатых

Эссе ветерана войны в Ираке Кевина Басла о том, что такое война «по-американски»

«Как бы вы мотивировали мужчин и женщин воевать и умирать ради того, во что многие из них не верят, и ради идеи, которую они не могут сформулировать?»

Такой вопрос задал Фил Клэй, писатель и ветеран морской пехоты США, в своём эссе, опубликованном в этом месяце в журнале «Атлантик». К несчастью, в одной из недавних колонок «Нью-Йорк Таймс» он отмечает: «Зачастую запрещено обсуждать внешнюю политику и роль вооруженных сил во внешней политике» из-за того, что он называет «патриотической корректностью».

При эффективно функционирующей демократии, утверждает Клэй, граждане должны интересоваться и задавать вопросы о том, как выбранные ими официальные лица используют вооруженные силы. Вооруженные силы – это организация, которая по сути должна представлять собой ценности этих людей. Однако складывается впечатление, что американцы не беспокоятся о том, какие войны ведут сейчас США (по последним подсчётам, Америка сейчас ведёт как минимум 7 войн). Тем не менее, эти войны оплачиваются из налогов, и они также стоят жизней американцам.

Почему затихла критика непрекращающихся военных безумств США?

Так же, как и Клэй, я подозреваю, что некоторые люди с благими намерениями считают, что задавать вопросы касательно войн, которые ведёт наша страна, равносильно тому, чтобы не поддерживать наши войска. Вопрос, который Клэй не объясняет: почему все должны так думать?

Ответ заключается в том, что этого хотят некоторые политики и предприниматели.

В конце 1960-х годов тысячи ветеранов войны во Вьетнаме стали присоединяться к акциям протестов против войны, тем самым они придали антивоенному движению новую энергию и власть. Они лично видели все ужасы войны и хотели, чтобы она немедленно прекратилась. Это поставило в неудобное положение администрацию президента Никсона.

В книге «Как две капли воды: мифы, память и наследие Вьетнама» социолог и ветеран войны во Вьетнаме Джерри Лимбке утверждает, что администрация президента Никсона использовала пропаганду и дезинформацию, для того, чтобы ветераны не присоединялись к антивоенному движению и, таким образом, бурно развивающееся движение должно было ослабнуть. 

Мифическое изображение протестующих против войны, которые «плюют на ветеранов» укреплялось через фильмы. Также пропагандировалась идея, что протестующие – это предатели национальной идеи, и, что даже хуже, что они пользуются ветеранами.

Неизвестно, было ли так на самом деле (во всяком случае, Лимбке не нашёл этому подтверждений), но дело и не в этом. Важность заключается в этом, что риторика этого противоречивого времени сформировалась в одной фразе: «Мы не можем допустить, чтобы того, что случилось с ветеранами войны во Вьетнаме».

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году эту риторику использовала администрация президента Буша (старшего) для того, чтобы направить в нужное русло публичные дискуссии. 

В этом веке, эта же риторика помогла объявить президенту Бушу (младшему) войну террору. Согласно Центру за американский прогресс, в 2008 году на официальном сайте Белого дома было 357 документов, в которых употреблялась фраза «Поддержите наши войска».

Обама также прибегал к этой риторике. «Из-за Вьетнама и наших ветеранов», – сказал он на собрании, посвященному 50-летию окончания войны, – «мы стали больше уважать наши вооруженные силы, мы стали лучше заботиться о наших ветеранах» (Это несмотря на то, что число ветеранов, переставших быть трудоспособными и ожидающих помощи достигло рекордной отметки в 800,000 человек).

Нынешний президент Дональд Трамп также не помогает организациям, занимающихся ветеранами. Сейчас в них ощущается нехватка сотрудников и финансирования. Дональд Трамп потребовал провести грандиозный военный парад под предлогом выразить признательность военным.

Это неудивительно, что кто-то работает над тем, чтобы смягчить общественную напряженность на счёт темы войны. Война остаётся хорошим бизнесом для богатых.

Компании Боинг, Райтеон, Нортроп-Грумман имеют крупные контракты с министерством обороны. Они делают многомилионные пожертвования на политические кампании и ожидают в ответ выгодные контракты. Другие крупные компании, например, Будвайзер и Волмарт иногда устраивают маркетинговые кампании под девизом «Поддержим наши войска».

Интересная ситуация складывается вокруг войны с Афганистаном, которая продолжается последние 17 лет. Даже министр обороны США, Джим Мэттис, признал, что Америка проигрывает эту войну. Тем не менее, идея «Поддержим наши войска» только набирает обороты. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть любой недавний спортивный матч высшей лиги.

Однако эта идея упускает смысл. Как напоминает Фил Клэй, мы должны всегда быть скептически настроены по отношению к войне, если мы действительно хотим сохранить нашу демократию или поддержать наши войска.

Перевёл Александр Гнедчик

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>