Почему Великобритания и США увеличивают контингент своих войск в Афганистане? Ответ на этот вопрос попытался найти автор статьи Джонатан Биль, военный корреспондент Би-би-си
Премьер-министр Великобритании Терез Мэй недавно сообщила о том, что ещё более 440 британских военных присоединяться к миссии НАТО в Афганистане. Но какой видят свою роль в Афганистане Великобритания и США?
Дополнительные войска будут аккуратно возить международных советников вокруг столицы страны, Кабула, на оцелотах, которые уже успели окрестить «Бронированным Убером». Это все часть миссии НАТО по обучению, консультации и оказанию помощи службам безопасности Афганистана.
Для британских солдат и многих других солдат НАТО это больше не военная миссия. Уже прошло почти 4 года с тех пор, как британские войска покинули жару и пыль провинции Гильменд. Многие британские военные лишились там своей жизни. В настоящее время «Талибан» всё ещё контролирует большую часть Гильменда.
2 года назад сюда вернулись американские военные, хотя сейчас их гораздо меньше, чем было раньше. Это возвращение и для их командира, генерала Бена Уотсона, который был в провинции Гильменд последний раз в 2010 году. «Я не удивлен, что мы всё ещё стремимся сюда в той или иной мере», – говорит генерал.
Бен Уотсон называет решение британских и американских войск уйти отсюда «преждевременным». Такое решение было принято в 2014 году. «Я могу представить, что было бы, если бы сюда не вернулись американцы. В таком случае, талибы сейчас бы довольно прочно контролировали провинцию Гильменд», – говорит генерал.
Сейчас генерал Уотсон командует 500-ми морскими пехотинцами, которые, как уже говорилось выше, находятся здесь не для того, чтобы вести войну, а для того, чтобы консультировать и помогать афганским войскам. Такая поддержка включает в себя авиаудары со стороны США по позициям талибов. США выполняет авиаудары при помощи дальнобойных артиллерийских орудий системы «HIMARS».
Армия Афганистана пытается восполнить свои ряды, так как много мужчин не желают служить. Нигде это не проявляется более явно, чем в провинции Гильменд.
Мы видели, как происходит тренировка уже опытного подразделения. Их выдернули с поля боя после почти двух лет интенсивных боевых действий. Нам рассказали, что в их группе произошли значительные потери – из-за гибели людей и из-за случаев дезертирства.
Их ряды пополнились молодыми военнослужащими. Часто бывает так, что люди узнают о том, что летят в Гильменд, уже тогда, когда они сели на самолёт в Кабуле.
Морской пехотинец, подполковник Джон Коннели, который наблюдает за подготовкой этого подразделения, говорит: «Им всё ещё не хватает примерно 70% людей». Я спросил его, является ли это причиной для беспокойства. «Да», – отвечает подполковник, – «Однако, время, вербовка новых военных и консультирование высшего руководства помогут исправить ситуацию».
Хоть численность афганских войск не такая и высокая, в последнее время общий уровень их качества значительно вырос. Сейчас у них есть формирующиеся военно-воздушные силы, а также элитные и эффективные боевые подразделения. В целом, армия Афганистана стала лучше подготовленной и хорошо оснащенной.
У нас закончилось топливо на главной дороге, которая проходит через провинцию Гильменд – Шоссе №1. На этой дороге талибы часто закладывают придорожные бомбы. Однако складывается впечатление, что некоторые из нашей афганской охраны более заинтересованы тем, как себя развлечь. Кто-то слушает музыку, кто-то курит травку. Армия Афганистана все ещё не похожа на профессиональную армию.
Однако, в сердце провинции Гильменд надежда всё ещё не исчезла. Генерал Уотсон говорит, что «пока не готов сказать, что ситуация изменилась коренным образом», но недавние события показывают, что «появились возможности, которых раньше никогда не было».
Ещё сильнее чувство оптимизма ощущается в Кабуле. Оно появилось после недавнего временного режима прекращения огня во время празднования Ураза-байрам – праздника, означающего конец священного для мусульман месяца Рамадана. Это первая пауза за последние 17 лет ведения боевых действий.
Во время этой короткой передышки боевики «Талибана» вошли в города и общались со своими врагами – сотрудниками служб безопасности Афганистана. Обе стороны даже вместе позировали, улыбаясь для камер.
Генерал-лейтенант Ричард Крипуэлл, самый высокопоставленный офицер британских ВС в Афганистане, назвал это «исключительным моментом».
Генерал-лейтенант считает, что сейчас существует такая возможность для перемирия, которую «ещё полгода назад было невозможно представить». «Есть талибы, которые хотят стать частью будущего своей страны».
Посол Британии в Афганистане Николас Кей говорит, что введение режима прекращения огня было беспрецедентным и что «афганцы все больше говорят о мире». «Никто больше не говорит о том, чтобы бороться до победы», – добавляет посол.
Генерал Джон Николсон, главнокомандующий войск НАТО в Афганистане, описывает происходящее как «проявление всеобщей поддержки мира в стране».
Звучит довольно оптимистично. Генерал говорит мне, что сейчас существуют ключевые элементы для переговоров – речь идёт о предложении талибам со стороны США начать прямые переговоры, а также обсуждение численности иностранных войск. «Сужается пропасть между обеими сторонами», – говорит Джон Николсон.
Есть основания полагать, что это может произойти. Примерно неделю назад высокопоставленный американский дипломат провел секретные переговоры с представителями «Талибана» в Дохе. Это произошло после призыва администрации Дональда Трампа участвовать в прямых переговорах с боевиками. Секретные переговоры назвали предварительным обсуждением.
Однако реальность такова, что мирный процесс пока не начался. «Талибан» проигнорировал попытку правительства Афганистана продлить перемирие и ввести режим прекращения огня на 10 дней.
«Талибан» показал небольшую готовность участвовать в переговорах с правительством президента Ашрафа Гани. Несмотря на это, «Талибан» рассматривает правительство Афганистана как марионетку США. Однако, в борьбе с правительством участвуют не только талибы.
У группировки, называющей себя «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) есть укрепление на востоке Афганистана. Именно она несет ответственность за волну терактов с участием террористов-смертников.
В то время как британские войска вернулись в провинцию Гильменд, «Исламское Государство» проявляет повышенный интерес к Афганистану. Однако, мировое сообщество настроено решить эту проблему. Николас Кей заявил, что «стратегия работает».
Тем не менее, я много раз слышал от старших британских офицеров, когда они служили в Гильменде, что мир в Афганистане – это всего лишь надежда.
Перевел Александр Гнедчик