Виктор Сарианиди: открывший золото Бактрии и Маргиану

Как пишет Эксперт.ру в интервью с Виктором Сарианиди, его имя ставят в один ряд с именами Генриха Шлимана, открывшего Трою, и Говарда Картера, нашедшего гробницу Тутанхамона. В списке его археологических трофеев Бактрийское золото — один из самых дорогих и крупных кладов планеты. Другое большое открытие — неизвестное прежде древнее государство Маргиана, существовавшее на территории современной Туркмении чуть ли не сорок веков назад. Школьные учебники уверяют, что на тот момент были только четыре серьезные цивилизации: Египет, Месопотамия, Китай и Индия. Сарианиди добавил к ним пятую

— Тяжело, наверное, вести раскопки в пустыне?

— Супротив природы не пойдешь, — усмехается Сарианиди. — Ночью холодно, днем жарко. До сорока градусов. Я вот часто прошу, чтобы мне повариха ведро воды принесла. Обольешься — и вроде ничего. Сейчас езжу апрель — май, сентябрь — октябрь, а когда был помоложе, все лето работал. По большому счету в Туркмении и Афганистане можно копать круглый год: почва-то не промерзает. Правда, позапрошлой зимой вдруг замерзла Амударья. Никто из местных не помнит, когда такое было в последний раз.

Среднеазиатская Атлантида

Годы раскопок на Востоке оставили свой отпечаток. Сарианиди пьет чай из пиалы. Пока я привыкаю к отсутствию ручки, хозяин показывает фотографии своих туркменских находок. На снимках серебряные чаши, фигурки людей, фрагменты мозаик. Сарианиди говорит, что ценит их выше знаменитого клада: «Сокровища, конечно, хорошо, но это — искусство!»

Это искусство создавалось в те времена, когда до рождения Христа оставалось больше двадцати веков. Тогда, в III–II тыс. до нашей эры, на территории пустыни Каракумы в дельте реки Мургаб существовала страна Маргуш. Древние греки называли ее Маргианой.

В начале прошлого века отыскать среднеазиатскую Атлантиду, затонувшую в каракумских песках, пыталась американская экспедиция. Безуспешно. Найти ее удалось лишь в 1970-х годах советским ученым под руководством Сарианиди.

— Вас часто сравнивают с самыми знаменитыми археологами: Шлиманом и Картером. Как вам такая компания?

— Вот куда берут! Нет, мне до них далеко. Я ведь Маргиану нашел совершенно случайно, дуриком. Мне повезло. В 1972 году мы вели раскопки небольшого и в общем рядового поселения Тахирбай. И вот уже конец сезона, завтра уезжать. По этому случаю поддали. Утром голова, конечно, болит. Я говорю нашему антропологу: «Поехали на север. Может, чего-нибудь найдем». Я, собственно, проветриться хотел. И вот в десяти километрах от лагеря, прямо в песке, вижу куски керамики. А раз есть керамика, значит, была и жизнь. Ну, где Каракумы, где бронза и где те мои профессора, которые учили нас, что в пустыне жизни не было?! Потом на горизонте появился холм-гигант, три метра в высоту. Так был открыт Гонур-депе. Это самое большое и, похоже, главное из 300 известных на сегодня поселений Маргианы. Огромный по меркам своего времени город площадью около 50 гектаров.

Сарианиди разворачивает на столе план. Вот дворец, вот вокруг него стены с башнями, вот третья стена, внешняя, без башен.

— От главного входа во дворец идут два коридора, — объясняет ученый, — а дальше двойной аудиенц-зал. В первой части собирались гости и шли во вторую, в тронный зал. Там в северной стене была устроена ниша, где стояли троны царя и его сына. Я думаю, что загадок там еще много. Если буду жив, постараюсь это выяснить.

— Что это были за люди — жители Маргианы?

— Мы раскопали могильник, в котором нашли больше трех тысяч скелетов. По нашим расчетам 85% жителей принадлежали, как сейчас говорят, к среднему классу: были не богатыми, но и не бедными. 5% — аристократы, 10% — бедняки. В могилах не у всех встречается золото и не у всех серебро, но попадаются хорошие вещи — печати, например. Бедняк себе этого позволить не мог. В целом же жили неплохо. В духовном плане это были очень богатые люди. Кроме развитого искусства есть вот еще какая деталь. Считается, что в неолитических и даже бронзовых обществах детей хоронили абы как. Ну, умер, закопали где-то — и все. А в Гонур-депе видно, с какой любовью они хоронили своих умерших младенцев. Например, мы нашли погребение девочки, которая вся была усыпана бусами. Да и продолжительность жизни у них была приличная для тех времен — порядка 30–35 лет…

Так что же такое Маргиана? Еще одна из многочисленных культур поздней бронзы или неизвестная прежде цивилизация? Сам Сарианиди уверен, что речь идет именно о цивилизации, стоящей в одном ряду с Египтом, Месопотамией, Индией и Китаем.

— В свое время Ниязов, Туркменбаши, спросил меня, почему я отбрехиваюсь от своих критиков, — весело объясняет Сарианиди. — Я тогда предложил ему пригласить ведущих специалистов, показать им Гонур-депе. Так он и сделал. К нам приехали Джеймс Патрик Мэллори и сэр Эндрю Колин Ренфрю. В общем, весь цвет археологии, какой на земле есть. И надо сказать, что тогда пятый центр цивилизации в Туркмении многие из них признали. Ренфрю в своем выступлении говорил: цивилизейшн, цивилизейшн, цивилизейшн… Хотя в личном разговоре сказал: нет, не верю в цивилизацию.

— Почему?

— Видите ли, тут главный критерий — есть письменность или нет. А письменности мы не нашли. Но посмотрите сами: собирать такую мозаику так же сложно, как писать. Даже Ренфрю, увидев эти мозаики, эти фигурки, все-таки начал признавать, что это пятая цивилизация. Ее можно назвать центральноазиатской.

— Есть ли шансы, что маргианскую письменность когда-нибудь найдут?

— На мозаиках с оборотной стороны есть знаки. Сейчас один академик загорелся идеей, что это протописьменность. Но пока мы не знаем.

— Кто финансирует вашу экспедицию? — задаю я археологу самый современный вопрос.

Археолог дает вполне современный ответ:

— Я трачу свои деньги. Вот четырехкомнатную квартиру продал, теперь живу в этой лачуге. Наши говорят, что Туркмения — это заграница. Правительство Бердымухамедова денег не дает. Посольство США в Туркмении два раза давало нам деньги на консервацию. В прошлом году посол Греции вручил мне конверт — как знаменитому греку. Семь тысяч евро дал. Говорит: смотрите, это вам не на работу. А я все истратил на раскопки.

— При Туркменбаши лучше было с финансированием?

— Да. Например, все фотографии с самолета — только попроси. Ниязов чувствовал, что в этом что-то есть для его Туркмении. Ведь, возможно, Маргиана — родина зороастризма.

Жирные куски жертвы

Сарианиди уверен, что нашел в Южной Туркмении место зарождения зороастризма. Основной постулат учения прост: в окружающем мире есть добро и зло — выбор за человеком. Есть и еще одно важное зороастрийское наблюдение: в мире есть мужчины и женщины. И они равны. Такое вот торжество феминизма.

Очень долго ни Сарианиди, ни кому-либо еще из ученых мысль о зороастризме маргианцев в голову не приходила, да и не пришла бы, если бы не находка странных алтарей.

— Когда мы кончили наконец копать дворец, я решил посмотреть, что делается с внешней его стороны. И там мы нашли два круглых алтаря. В одном обнаружилась печка. Зороастрийцы приносили свои жертвы так: кидали жирные куски баранины или козлятины в огонь, он вспыхивал ярче, и тогда жрецы считали, что богам их жертва угодна. Потом мы нашли еще четыре алтаря, но уже правильной прямоугольной формы. Вот это был момент, когда я сам себе поверил. Понимаете, в раннем зороастризме существовало два типа алтарей — круглые и прямоугольные. На круглом совершали жертвоприношения, а на прямоугольном горел вечный огонь.

— А в дошедшем до нас искусстве Маргианы как-то подтверждается ваша гипотеза?

— Вот мозаика. — Сарианиди показывает снимок из одной из своих книг. — Дракон пожирает беззащитную овечку. Борьба добра и зла — это извечная тема зороастризма.

Золото взвешивали вместе с мукой

«Вторым Шлиманом» назвала Сарианиди западная пресса после того, как в 1978 году он раскопал погребение кочевников в Северном Афганистане. Советские археологи нашли семь нетронутых грабителями царских захоронений I века и в них 20 тыс. золотых предметов.

— Большая советско-афганская экспедиция, — рассказывает Сарианиди, — работала с 1969 года. Копали разные памятники: палеолит, неолит, а я занимался эпохой бронзы. На севере Афганистана есть город Шибирган — центр местной газовой промышленности. Рядом, на городище Тилля-Тепе, что в переводе означает «золотой холм», я заложил шурф, и, конечно же, он прошел между теми могилами, которые мы нашли через девять лет. Не повезло, в общем. Тогда, в 69-м, я оставил это место и перешел работать вглубь Бактрийской пустыни. А в 1978 году советские специалисты прокладывали у Шибиргана дороги, и им понадобился грунт. В это время я был в Кабуле на международной конференции. Мне позвонили мои сотрудники и сказали, что рабочие наткнулись на золото. Я сразу поехал в Шибирган. Там в могилах лежали цари. Мы раскопали двадцать тысяч золотых изделий — золотое оружие, золотые украшения. Так что Бактрийское золото нашли без меня.

— Но экспедицией же руководили вы…

— Приехав в Шибирган, я заставил строителей холмы не трогать. Холмы в Афганистане — это, как правило, археологические памятники. Я помню: один туркмен приходил на раскопки и просто сидел. Я спрашиваю: «Чего ты не работаешь?» А он говорит: «Жена выгнала. Вот этот холм — Тилля-Тепе — на моей земле стоит. И жена сказала: “Вот мы всю жизнь бедствуем, а у тебя под ногами такое богатство было!”»

— Находки вы сдавали афганским властям?

— Фотографировали и сдавали. На некоторых находках видны следы моего и нашего реставратора «ремонта». У меня где-то хранится расписка по результатам раскопок на пушту — там написано, что от меня получено все золото полностью. Потом в Кабуле золото взвешивали. В магазине при нашем посольстве. На обычных весах, на которых взвешивали хлеб и муку.

— Какова была судьба раскопок после ввода в Афганистан советских войск?

— Очень много разворовали афганцы. Когда-то Тилля-Тепе был холмом, а теперь это котлован. Те рабочие, которые у нас научились копать, когда мы уехали, стали это делать сами. Только без археологов. В 1984 году я получил письмо из Германии. Немецкий коллекционер писал мне, что к нему приезжали какие-то люди из Афганистана и предлагали купить золотой пояс — богиня верхом на льве. Но они запросили столько, что немец не смог заплатить.

Во время войны золото таинственно исчезло. И только шесть лет назад афганские власти сообщили, что все эти годы оно оставалось в Афганистане, в хранилищах Кабульского банка.

— Когда к власти пришли талибы, они начали это золото искать. Им сказали, что оно хранится в Кабульском банке. Но охрана банка придумала для талибов сказочку: мол, было пять человек и пять ключей, все эти пять человек разъехались по миру, а сейфы с золотом можно открыть, только когда все пятеро соберутся вместе… Золото снова «нашли» только в 2003 году, а открыли сейфы в мае 2004-го. Я был при этом вскрытии. Как бы подтверждал, что это не копии, а оригиналы. Потому что все время среди иностранцев продолжали ходить разговоры, что русские сделали хорошие копии, а настоящее золото оставили у себя в Москве. — Тут Сарианиди раскрывает глянцевый альбом с фотографиями сокровищ. — У меня только на итальянском языке остался, остальные я раздарил, — улыбаясь, поясняет он.

— Сейчас золото Бактрии возят по всему миру. Вы были на какой-нибудь из этих выставок?

— Был. В 2006 году в Париже. Помню забавный эпизод. Выхожу я из музея, стоят два француза, курят, и один говорит другому: «Молодцы наши французы, какие сокровища нашли!» А на афише не было даже указано, что это копала советско-афганская экспедиция! И только мое имя было написано очень мелким шрифтом.

Игорь Петровский.

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>