Хекмат Халил Карзай: никаких переговоров с ДАИШ

16-17 июня состоялся визит в Россию заместителя министра иностранных дел Исламской Республики Афганистан господина Карзая Хекмата. Господин Карзай посещал Россию и раньше, однако по его собственным словам, текущий визит впервые носил официальный характер.

В своём вступительном слове на встрече в Российском совете по международным делам, господин Карзай, прежде всего, обратил внимание на три фундаментальных процесса трансформации, которые переживает Афганистан на протяжении последних лет и которые крайне важны для понимания текущей ситуации.

Во-первых, речь идёт о продолжающейся политической трансформации. Она началась с того, что впервые в истории Афганистана избранный лидер передал полномочия следующему избранному лидеру, и власть сменилась не в результате государственного переворота или насильственной смерти руководителя. Для политической системы Афганистана это является важным достижением, и господин Карзай предлагает оценивать политических процесс исходя из этого принципиально позитивного момента.

Второй фундаментальный процесс – это трансформация в военной сфере. 3 года назад в Афганистане пребывал международный контингент численностью 150 000 человек, из которых более 100 тыс. составляли американские военные. К концу 2014 года численность иностранного контингента в Афганистане сократилась с указанных 150 тыс. до 9800 чел. Обязанности по обеспечению безопасности упали на плечи афганских сил, которые полностью взяли ответственность на себя с начала 2015 года. Общая численность афганских сил безопасности сейчас оценивается в 350 тыс. чел., из них 200 тыс. – военнослужащие афганской армии. Сюда же относятся силы специальных служб – наиболее подготовленные и, по заверению заместителя министра, одни из наиболее дееспособных в регионе.

Третья фундаментальная трансформация, которой, как правило, уделяется чуть меньше внимания – экономическая. На определённом этапе международные партнёры, в основном под руководством США, тратили на поддержку афганской экономики от 12 до 15 млрд. долл. в год. Значительная часть этих средств шла на восстановление и развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения деятельности международного контингента. Господин Карзай с сожалением отметил, что с уходом большей части иностранных сил, активность экономических агентов во многих связанных отраслях заметно упала, что создаёт новые вызовы для перспектив афганской экономики.

Разумеется, эти фундаментальные процессы трансформации, продолжающиеся по настоящее время, проходят на фоне широкого комплекса угроз безопасности. Господин Карзай пояснил, как именно афганское правительство оценивает эти угрозы, где видит их источники и как намеренно с ними бороться. Заместитель министра особо подчеркнул, что Афганистан по-прежнему находится на переднем крае борьбы с региональным терроризмом, идя на значительные жертвы во имя региональной безопасности. На территории Афганистана оказывается противодействие немалому числу вооружённых банд, составленных их представителей различных стран – Узбекистана, Таджикистана, Китая, стран Ближнего Востока, даже из некоторых регионов России и, в особенности, из Пакистана. Поддержка, оказываемая странами региона в целях обеспечения безопасности, чрезвычайно важна, но она, по мнению господина Карзая, к сожалению, всё ещё недостаточна.

В числе группировок, которым противостоят афганские силы безопасности, заместитель министра, разумеется, не мог не упомянуть ДАИШ. У этой структуры, по его мнению, есть как сильные, так и слабые стороны. Господин Карзай считает, что по сравнению, например, с Аль-Каидой, идеология ДАИШ и методы их работы со своими адептами являются значительно более «гибкими» и в то же время более агрессивными. В изощрённости пропагандистских уловок ДАИШ далеко опережают прочие группы экстремистов. К тому же они имеют широкие возможности работы с населением, включая агитацию посредством радио и социальных сетей. Однако наибольшую обеспокоенность вызывает наличие у них значительных финансовых ресурсов, позволяющих покупать лояльность многих лидеров местных военизированных формирований, устраняя вместе с тем несогласных.

Однако у ДАИШ в Афганистане есть и слабая сторона: их верования, идеология и даже сама тактика борьбы воспринимаются как инородный элемент в афганском обществе. Используя это обстоятельство, можно оказывать им успешное противодействие. Оптимальная стратегия борьбы с ДАИШ, по мнению господина Карзая, требует максимально плотной работы с местным населением в сотрудничестве с региональными партнёрами, а также прямых вложений в народ и правительство Афганистана. Укрепление же Талибана или других группировок в противовес ДАИШ не может рассматриваться в качестве решения проблемы.

Помимо ДАИШ в Афганистане идёт борьба и с другими вооружёнными формированиями. Господин Карзай упомянул Аль-Каиду, пакистанский Талибан, Исламское движение Узбекистана, Исламское движение Восточного Туркестана, арабских боевиков – все вместе эти иностранные элементы образуют обширную сеть, которая действует в Афганистане, но очевидно имеет долгосрочные задачи за пределами страны. Афганистан не может вечно оставаться жертвой деятельности этих банд, а значит, существует угроза переноса их активности в другие регионы. Именно поэтому заместитель министра вновь подчеркнул необходимость коллективных усилий в борьбе с этими угрозами.

Необходимо также понимать, что наряду с террористами и незаконными военизированными группировками существует обширная криминальная сеть, которая на текущем этапе развития ситуации извлекает значительные прибыли от нестабильности в регионе. Эта сеть охватывает многие виды преступной деятельности: наркоторговлю, похищение людей, нелегальную разработку месторождений и т. д. Заместитель министра отметил, что преступный бизнес и банды боевиков находятся в состоянии глубокой взаимозависимости.

При всём этом господин Хекмат Карзай подчеркнул, что в сегодняшней ситуации сложилось однозначное понимание того, какие стороны конфликта в Афганистане могут участвовать в переговорном процессе, а с кем необходимо продолжать вести непримиримую борьбу. Разумеется, никакие переговоры невозможны с ДАИШ. То же относится и ко всем иностранным боевикам, действующим на территории Афганистана. Но вместе с тем, руководство Афганистана намеренно всячески способствовать процессу примирения с теми группами, которые сохраняют афганскую идентичность или, по крайней мере, заявляют о том, что считают себя афганцами. Для представителей таких организаций как Талибан, Исламская партия Афганистана («Хезби-Ислами») или «Сеть Хаккани» двери к примирению будут открыты. Господин Карзай отметил, что в контексте этого процесса примирения важную роль продолжает играть четырёхсторонняя координационная группа (Quadrilateral Coordination Group – QCG), составленная из представителей Афганистана, Пакистана, Китая и США. Общие усилия участников группы сосредоточились на одной вполне конкретной задаче – усадить лидеров Талибана за стол переговоров. Эта задача по-прежнему сохраняет актуальность: необходимо добиться заметного движения вперёд на пути примирения.

Текущий год действительно оказывается очень непростым, но Афганистан с оптимизмом смотрит в будущее. Заместитель министра выделил два ключевых события, которые должны существенным образом повлиять на развитие ситуации. Во-первых, на приближающемся саммите НАТО в июле должно состояться крайне важное заседание по Афганистану. На нём ожидается принятие решений об оказании военной поддержки афганским силам безопасности до 2020 года. Господин Карзай не стал скрывать, что принятие этих решений имеет принципиальное значение для обеспечения стабильности страны. Во-вторых, не менее ожидаемой является готовящаяся в октябре Брюссельская конференция Европейского Союза по Афганистану. Конференция должна будет решить вопрос об оказании Афганистану международной гражданской помощи, которая по-прежнему является критически необходимой для развития Афганистана. Речь также идёт о периоде до 2020 года. Подготовка к этим двум мероприятиям уже сейчас свидетельствуют о том, что Афганистан не будет брошен своими ключевыми международными партнёрами. Это обстоятельство, по мнению господина Карзая, может быть расценено как сигнал для всех военизированных группировок, действующих в Афганистане. Им либо предстоит занять выжидательную позицию как минимум до 2020 года, либо – присоединиться к процессу политического урегулирования.

Вместе с тем, афганское правительство планирует и дальше укреплять собственные силы безопасности, ведь тем группам, для которых примирение окажется невозможным, должен быть дан решительный отпор. И именно с этой задачей связан визит господина Карзая в Москву. Господин заместитель министра с благодарностью отметил передачу Россией Афганистану 10 тыс. единиц стрелкового оружия и боеприпасов к ним, а также недавний факт подписания двустороннего соглашения по безопасности, но в то же время выразил надежду, что российско-афганское сотрудничество сможет пойти дальше, не ограничиваясь только военно-технической поддержкой. Афганистан понимает, что Россия играет важную роль в региональной системе безопасности, и именно поэтому афганское правительство прилагает активные усилия к тому, чтобы участвовать в региональных форматах сотрудничества. В этой связи господин Карзай дал понять, что обретение статуса полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества входит в число приоритетных задач.

Заместитель министра также отметил, что всем странам региона необходимо укреплять взаимное доверие. Отношения Афганистана с ключевыми глобальными партнёрами не должны негативно влиять на сотрудничество на региональном и двустороннем уровне. По мнению господина Карзая, необходимо стремиться к максимально широкому консенсусу.

Данила Киселёв,
Общество дружбы и сотрудничества с Афганистаном

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>