Недавняя размолвка между бывшим президентом Афганистана Хамидом Карзаем и Правительством национального единства (ПНЕ) удивила тех, кто упустил из виду политические амбиции Хамида Карзая, которые сохранились с тех пор, как он покинул пост президента. Президент Ашраф Гани и бывший президент Хамид Карзай провели встречу две недели назад с целью разрешить прецедент с недопониманием.
Все началось с публикации в The Gardian, которая сообщила, что бывший президент тайно, используя свое влияние, стремится подорвать действующее Правительство национального единства (ПНЕ), и его действия можно расценивать как угрозу политической стабильности страны. В ответ Абдулла Абдулла, глава ПНЕ, подверг резкой критике бывшего президента, заявив, что большинство нынешних проблем в стране есть результат последних четырнадцати лет бесхозяйственног
Основной пункт претензий к господину Карзаю – отсутствие доверия афганского политического сообщества к текущему правительству в столь трудное время, когда страна сталкивается с многочисленными политическими и экономическими вызовами. Недоверие к обращениям правительства и основным пунктам государственной политики растет среди ключевых политических фигур и в самом правительстве. Правительство национального единства до сих пор не предприняло серьезных мер по сохранению национального согласия в обществе и укреплению доверия среди афганских политических движений. Втянутое в решение многих политических проблем по обеспечению безопасности, ПНЕ в крайне сжатые сроки формировало новое правительство. Но до сих пор наиболее значимым нерешенным вопросом остается отсутствие доверия и единства на национальном уровне, между правительством и общественностью, а также среди политических движений. ПНЕ исчерпало кредит доверия и больше не может позволить себе политические проигрыши на национальном уровне.
Афганское правительство будет вынуждено в первую очередь вернуть потерянное народное доверие, прийти к консенсусу в стране и убедить все политические движения играть по заданным правилам, выполняя свою роль поддержки правительства в вопросах преодоления проблем, стоящих перед страной. Поддержка инициатив правительства и консолидация всех политических движений в стране – ключ к разрешению текущих вызовов. В последние месяцы ПНЕ переживает трудное время, по всей стране рост насилия приводит к огромным людским потерям, органы безопасности пытаются припугнуть талибов и подавить мятежи. Новое правительство все еще борется за назначение на ключевые посты в правительстве достойных должностных лиц, в то время как наблюдается существенный спад в экономике, а экономические обязательства правительства далеки от исполнения. Именно это привело к потере доверия к ПНЕ со стороны общественности и политических движений, усилению критики и формированию оппозиции к недосформированн
Тем не менее, следует отметить, что и у ПНЕ было несколько замечательных достижений, в том числе в борьбе с коррупцией, по восстановлению дружественных связей с Западом и Пакистаном и в подготовке почвы для начала переговоров с талибами. Эти правительственны
Помимо указанных проблем и недостатков ПНЕ, с политической арены страны так и не исчез Хамид Карзай, который уже год как покинул пост президента. Господин Карзай с самого первого дня намеревался играть свою собственную игру, которая вовсе не предполагала дискредитации действий нового правительства, однако поспособствовала росту его собственной популярности среди населения. В последнее время появились сообщения, что «афганцы тоскуют по эпохе Карзая», афганский народ по-прежнему сентиментально привязан к открытой манере бывшего президента и продолжает сильно верить в его лидерский потенциал. Хамид Карзай хорошо это понимает, кроме того он – настоящий эксперт в поддержании отношений с разноперым политическим сообществом Афганистана, родовыми старейшинами, государственными служащими и даже простыми гражданами. Его способность достучаться до общественности в любых обстоятельствах до сих пор обеспечивает ему огромную власть и влияние.
У Хамида Карзая был свой собственный стиль руководства. Его правительство работало путем создания попечительской сети на национальном и местном уровнях. Как ни странно, наиболее сильные стороны Карзая обернулись слабостями Афшара Гани. Господину Гани необходимо больше вкладываться в укрепление общественного доверия путем развития сети поддержки взаимоотношений с обществом не только в Кабуле, но и в провинции. На последних президентских выборах, Карзай негласно поддерживал Гани, однако в последствие раскритиковал политику нового правительства по развитию отношений с Пакистаном. Может быть, президент Гани на последней встрече попытался донести до Карзая мысль, о том, что он сможет играть другую роль и своими действиями поддерживать новое правительство. Хамид Карзай со своей стороны отметил, что поддерживает инициативы ПНЕ. Двум лидерам придется разобраться во всех недомолвках и найти общий язык по национальным вопросам для того, чтобы свести к минимуму шансы любой политической неопределенности и укрепить авторитет действующего правительства.
Нет сомнений в том, что для общей пользы бывшему президенту Хамиду Карзаю необходимо придерживаться своих обязательств и играть по правилам в помощь правительству на пути преодоления сегодняшних трудностей.
Абдул Ахад Бахрами, Outlook Afghanistan
Перевод с английского — Егор Королев, специально для Центра Льва Гумилева в Афганистане.
Афганское правительство будет вынуждено в первую очередь вернуть потерянное народное доверие, прийти к консенсусу в стране и убедить все политические движения играть по заданным правилам, выполняя свою роль поддержки правительства в вопросах преодоления проблем, стоящих перед страной.