«Мы жадно тосковали по свободе. Свободе выражать свои мысли, чтобы действовать без ограничений, без указки, чтобы делать то, что хочется. Иными словами, состояние «быть свободным» истолковывалось неверно — без моральных ценностей и обязанностей. Мы шли к свободе, однако, «оплошали по пути», но так и не решились этого признать. Кроме того, мы не только делали неверные шаги, но и испытывали большое презрение к возможности довериться руководству страны на пути к свободе».
Представьте человека, который 30 лет сидит в тюрьме. Всякий раз, когда он выглядывает через решетку, он вздыхает с тоской, глядя на проходящих мимо свободных людей. Он просто видит людей, но у него нет точного представления, что там происходит. Наконец, после многих лет его выпускают на свободу. Он идет по улице, но теперь уже видит, что люди вокруг — настоящие преступники, бандиты, убийцы, грабители и хулиганы. Изо дня в день он замечает насилие, кровопролитие, моральное разложение. Люди угрожают ему смертью, заставляют делать то, что они хотят, и используют его в качестве боксерской груши. Не будет ли человек чувствовать себя так, как если бы он снова вернулся в тюрьму?
То, что прямо сейчас происходит в стране, социальные беспорядки, политический и экономический кризис, застой – это те самые важные факторы, которые привели к нивелированию социальной свободы и подтолкнули страну на грань катастрофы. Социальные и политические институты полностью разложились и выродились в этой суматохе. Зловещая тень омрачает страну более чем когда-либо прежде. Действительно, прошедшие три десятилетия войны и нестабильности породили огромный хаос в Афганистане, который, как кажется, продолжает держать наших политиков в замешательстве и ступоре. Хотя именно от политической элиты сейчас ждут эффективных способов улучшения ситуации и обеспечения свободы и прав населения.
Сотни тысяч афганцев погибли во время гражданской войны, начиная с 1979 года, и особенно в период правления талибов 1995-2001 гг. Хотя большое число смертей, связанных с различными конфликтами внутри страны в настоящее время уходят в прошлое, незаконные убийства продолжаются и сегодня, публичные права на свободу попираются вопиющим образом.
Один из источников кризиса – негласная поддержка распространения нелегального оружия в стране. За Афганистаном с давних времен закрепилась репутация неуправляемой территории, где проживали враждующие племена, и постоянно велась локальная борьба за власть и обычным делом были деревенские самосуды с использованием оружия. С тех времен мало что изменилось. Еще до того как в 1979 году СССР ввел на территорию Афганистана войска, в каждом доме было принято держать оружие, чтобы защитить себя от родовых и племенных разборок, повсеместного бандитизма, и, чтобы помочь правительству сохранить стабильность.
Культура носить оружие в Афганистане, связана с историей страны и географическим положением. Афганистан стратегически расположен вдоль так называемого Шелкового пути, который связывал Азию с Европой, и на котором на протяжении веков вооруженный грабеж был обычным делом. История конфликта за многие века, на фоне слабого правительства и сильной локальной власти, привела к культуре, где пушки воспринимаются как само собой разумеющееся, как кастрюля или мул. Но в современном мире такая культура угрожает общественным правам и свободам.
«Это печальная реальность, что большинство людей продолжают держать стрелковое оружие в своих домах. Чтобы в корне переломить ситуацию, нужно сильное государственное вмешательство», — говорит Абдуррахман, 23-летний экс-боевик, взять оружие в руки ему пришлось в 15 лет, — «Оружие уничтожило мою жизнь. Оно оставило меня безграмотным — не было ни одной школы, ничего не было, кроме войны».
Человек рождается свободным и может пользоваться этим правом, как неотъемлемым элементом достойной жизни. Для того чтобы ощущать эту свободу, человек должен быть освобожден от запретов социальной структуры на проявление свободы воли. Свобода делает граждан способными к сотрудничеству с властью, она дает им право голоса и возможность заявлять о своих действительных интересах и проблемах. Исайя Берлин, английский историк и философ, различал два основных типа свободы. Первый тип свободы «Я не раб» он объяснял как проявление негативной свободы, то есть, свободы от прямого вмешательства другого. Он противопоставил этому позитивную свободу «Я сам себе хозяин», такой гражданин претендует на свободу, чтобы иметь право на выбор своих собственных занятий в жизни. Так, люди рождаются свободными и они сами себе хозяева, поэтому, им должно быть предоставлено право дышать и действовать в атмосфере свободы.
Но, в конце концов, мы так и не смогли вспомнить, что «со свободой приходят обязанности». Всякий раз, когда мы претендуем на свободу, мы должны взять на себя ответственность за общество. Другими словами, существуют ограничения свободы. Кроме того, мы несем ответственность за уважение к правам других. Таким образом, мы должны использовать нашу свободу в рамках закона, в противном случае, мы будем попирать права других. Как говорил Нельсон Мандела, первый чернокожий президент ЮАР: «Быть свободным значит не просто скинуть с себя оковы, но жить, уважая и приумножая свободу других».
Автор: Худжатулла Зия
Перевод: Егор Королев