Бремя белых и пушистых

Джордж Буш-мл. ввел войска в Афганистан, начав операцию «Несокрушимая свобода», удачно примирив геополитические интересы США с актуальной внутриполитической повесткой, требующей предпринять шаги после крупнейшего теракта в истории человечества. Это позволило ему продержаться на посту президента два срока подряд.
Однако его преемник, демократ Барак Обама, построивший свою предвыборную кампанию на обещании перемен, оказался в несколько шизофренической ситуации, когда неизменные геополитические и переменчивые электоральные разошлись в разные стороны, а он оказался в пропасти между ними. Ему приходилось чуть ли не одновременно обещать, с одной стороны, вывод войск из Афганистана, а с другой уничтожить «Аль-Кайду» и всю ее франшизу – от радикалов «Талибана» до вилайята террористической организации «Исламское государство» на территории Афганистана и Пакистана. По этой же причине и Дональд Трамп, и Хилари Клинтон, будучи еще кандидатами в президенты, старались вообще не касаться проблемы Афганистана.
Однако, если в случае с Хилари Клинтон еще можно было бы ожидать продолжение курса Барака Обамы на «подвешенность» афганской темы, то перед Трампом и его политикой в Средней Азии открывались широкие возможности, с которыми непонятно что делать. Будучи «белым и пушистым», Трамп столкнулся с таким кризисом идей, что его советники не смогли сформулировать план по Афганистану целых полгода.

«Общенациональное примирение»

На днях исполняющая обязанности помощника министра обороны США по специальным операциям и конфликтам малой интенсивности Тереза Уэлан сообщила, что в течение недели Пентагон представит американскому президенту пересмотренный план действий в отношении Афганистана. Надо полагать, в новой редакции будет содержаться предложение продолжать военную операцию, снизив ее интенсивность и ограничив ее общевойсковую составляющую.
На это обещание тут же отреагировал госсекретарь США Рекс Тиллерсон, заявив, что новая американская администрация считает своей главной задачей в Афганистане запуск процесса подлинного общенационального примирения. Давая понять, что Трампа меньше всего интересует военная кампания. Однако, не очень понятно, как видит это «общенациональное примирение» глава Овального кабинета – на штыках или нет.
Несмотря на то, что и англичане, и русские, и американцы так или иначе ставили во главу угла национальное примирение афганского разобщенного общества, история хранит не так уж и много примеров такого примирения. Последняя из них — мирный договор с Гульбеддином Хекматияром, лидером Исламской партии Афганистана, заключенный в 2016 году. Хекматияр пообещал распустить своих боевиков по домам в обмен на прекращение уголовного преследования лидеров партии. Эта модель может использоваться для процесса примирения, но эта модель не универсальна.
Партии встают на радикальный путь не потому что их лидеров преследуют власти. Чаще всего их начинают преследовать уже много позже, когда они становятся известными политическими деятелями и начинают претендовать на большее участие в политическом процессе. Партии становятся радикальными, когда не чувствуют, что получили в свои руки рычаги влияния на общенациональный политический процесс, сопоставимые с их действительным политическим весом. И радикализация – от риторики до набора армии боевиков – это попытка заполучить такие рычаги, если не конституционным путем, то хотя бы неконституционным.
Здесь и возникает центральный вопрос: что такое может предложить афганское правительство боевикам ИГИЛ или талибам (причем не может предложить этого без участия американцев), чтобы те легализовались, распустили свои боевые отряды и встроились в легальное политическое поле? Или, выражаясь языком госдепа США, «поучаствовали в процессе полного общенационального примирения»? Учитывая, что ресурсов страны даже при обширной международной поддержке не хватает даже на консенсус внутри легальной политической элиты.
Политическую машину в отличие от телеги недостаточно или тянуть, или толкать. Ее необходимо и тянуть, и толкать одновременно, иначе она просто встанет на месте. Иностранный контингент является толкающей силой. Его основная задача – сделать любое политическое участие без или в обход официального Кабула крайне некомфортным занятием. Пока что это единственная сила, способная выполнять эту роль, так как афганская армия ничем не мотивирована, слаба, плохо подготовлена и может разбежаться в любой момент, как это случилось при штурме Кундуза талибами в октябре.
Но толкать недостаточно, что-то должно также и тянуть вперед. В противном случае будет сохраняться стабильно неконтролируемая обстановка. Муллу Омара сменил Ахтар Мансур, а того после убийства – Хайбатулла Ахундзада, но по существу ничего не изменилось. Боевики продолжают довольно эффективно вербовать сторонников, у которых просто нет никакого выбора в жизни. Другими словами, недостаточно просто купить какого-нибудь Гульбеддина Хекматияра, который после очередной проблемы снова запишется во враги Кабула. Нет. Необходимо сделать предложение будущего на всех уровнях – от Хекматияра до самого последнего кишлака. Вот это и есть «общенациональное примирение».

Кто будет примиряться?

Официальному Кабулу и поддерживающей его армии США противостоят в основном движение «Талибан» и «Исламское государство», также и между «Талибаном» и ИГИЛ постоянно возникают боестолкновения. Однако если талибы занимают почти половину всех афганских округов, то дела ИГИЛ значительно хуже.
Во-первых, это связано с тем, что талибы это, в первую очередь, внутренняя политическая оппозиция. Она не ставит перед собой целью заполучить какие-то внеафганские приобретения, разве что закрепиться в пакистанской Зоне племен. ИГИЛ же движение международное, чьи интересы располагаются и в Ливане, и в Ираке, и в Магрибе, и в Средней Азии, и на Кавказе. Что угрожает сразу многим геополитическим игрокам. Во-вторых, от талибов примерно понятно, чего ждать. Опыт талибского правления в Афганистане, конечно, диковат что республиканцу, что демократу, но в целом не такой уж монструозный, как все эти джихадистские халифаты…
Поэтому под конец правления Обамы армия США в основном наносила удары по «Исламскому государству», сосредоточенному в провинции Нангархар. И этим она добилась того, что ИГИЛ сжался до четырех округов. В отношение же талибов сила применяется не так часто и не так эффективно, поскольку что прошлая, что нынешняя администрация понимают, что с талибами рано или поздно придется договариваться. Разговоры о «полном общенациональном примирении», подразумевают именно это – уничтожение ИГИЛ и мир с «Талибаном».
И возможно именно сюда укладывается совершенно пропагандистская акция с испытанием в афганских горах «матери всех бомб» — крупнейшего неядерного боеприпаса современности. Талибы, конечно, заявили, что это бряцание оружием свидетельствует о подготовке США к наращиванию темпов войны с «Талибан», но по факту это добивание ИГИЛ. Если не инфраструктурное, то психологическое. И в «пересмотренных планах» Терезы Уэлан окончательному «выкорчевыванию» ИГИЛ из афганской земли будет посвящена основная часть.
Правда же заключается в том, что после окончательного решения по ИГИЛ шансов возглавить это самое общенациональное примирение у талибов значительно больше, чем у Кабула. Поскольку у них есть предложение, которое население Афганистана разделяет значительно шире, чем предложение Кабула. Даже и без опиума талибы гораздо прочнее объединены, у них есть общие цели и ценности, и они мобильнее, так как движение состоит из сети полевых командиров, которые хоть и преследуют время от времени свои собственные цели, все же куда оперативнее национальной армии, вынужденной пересылать сигналы и отчеты туда-сюда по вертикали управления, включая и штаб армии США.

Что может случиться?

Самый пессимистичный план заключается в том, что особо ничего не изменится. Полгода администрация Трампа решала свои внутренние проблемы, совершенно запустив дела в Афганистане. Эти внутренние проблемы разрастаются, отвлекая от международных дел. Внимания и времени хватает только на шумиху – разово взорвать аэропорт в Сирии, взорвать супербомбу, проплыть авианосцу возле берегов Северной Кореи. Это позерство. А Афганистан – серьезная проблема, требующая кропотливой и вдумчивой работы.
С большой долей вероятности США ограничатся демонстрациями оружия и точечном показушном решении второстепенных проблем. Если Трамп решил не увлекаться Афганистаном, новый план, который со дня на день предложит Пентагон, будет обсуждаться на многочисленных встречах и конференциях, и будет заболтан еще через полгода.
Второй вариант – американцы попробуют вмешиваться в работу, которую ведут Россия, Пакистан и Индия в Афганистане и попытаются присвоить плоды их трудов себе, активно включившись в строительство новых блоков в регионе (и новых регионов).
Для мира в Афганистане и без США сделано многое. Россия делает все возможное для разработки урановых ресурсов Афганистана, расширяет своё экономическое и военное влияние на Персидский залив через порт Чабахар. Москва уже связала себя с Афганистаном автомобильными и железными дорогами, идущими через богатую энергоресурсами Центральную Азию. Индия, давний региональный партнёр России, построила 600-километровую автомагистраль, соединяющую Чабахар с Захеданом на севере Ирана. Индия также завершила автомобильную дорогу Деларам — Зарандж в афганской провинции Нимруз, соединив район Деларам в Афганистане с северной границей Ирана. Все это очень хорошие активы, использование которых будет интересовать США, если администрация Трампа плотно им займется.
Влияние это будет направлено в первую очередь на разрушение уже достигнутых договоренностей и построенных планов без участия США, а во вторую –на строительство новых военно-политических блоков уже с американским участием.
Третий план – внешнеполитическое ведомство начнет массивную и агрессивную работу по согласованию интересов Кабула и талибов с целью заставить политическую машину ехать не только толчками, но и тягой – исполнением какого-то крупного политического или инвестиционного проекта. Что это за проект пока предсказать трудно. Но Трамп всегда умел удивлять людей. Получится ли у него на этот раз? Большой вопрос. Афганистан — это страна, которая быстро отрезвляет любых популистов.

Виталий Трофимов-Трофимов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>