Стратегический вектор Москвы в Афганистане

В декабре 2016 года Россия выступила с инициативой проведения региональных консультаций с целью урегулирования ситуации в Афганистане и содействия мирному процессу в этой стране. 27 декабря в Москве прошла первая встреча, в которой приняли участие Россия, Китай и Пакистан. Во второй московской встрече 15 февраля 2017 года кроме России, Китая и Пакистана участвовали представители Афганистана, Ирана и Индии.

14 апреля в Москве при участии спецпредставителей 11 региональных государств, в числе которых Россия, Афганистан, Иран, Индия, Пакистан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, прошла третья консультационная встреча по вопросам создания независимой контролируемой площадки для начала мирного диалога между правительством Афганистана и движением «Талибан». Российская сторона выразила готовность взять на себя решение организационных моментов довольно непростых переговоров, предложила несколько форматов участия представителей радикального движения в дискуссии. Данная инициатива была активно одобрена китайскими и пакистанскими представителями.

Афганцы долго решали стоит ли принимать участие в мероприятии, аргументов «против» было не мало, во-первых, встреча проходила с участием Пакистана, кризис в отношениях с которым в последнее время набирает обороты и сейчас находится в стадии «без пяти минут» открытого военного противостояния.

Во-вторых, приглашенная лично главой МИД РФ Сергеем Лавровым на встрече с американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном делегация США, предполагаемый двенадцатый участник, на московское мероприятие не приехала. Оглушительным ответом на приглашение прогремел взрыв GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB, Mother of all bombs) — самого мощного неядерного фугаса, стоящего на вооружении США, в афганской провинции Нангархар накануне конференции. Позиция Вашингтона понятна, фильм «Аватар» смотрели все.

В-третьих, распускаемые американской разведкой в СМИ слухи об оказании российской стороной материальной поддержки движению «Талибан», сделали свое дело, затормозили процесс сближения России и Афганистана. В Associated Press черным по белому написано, «в своей поддержке талибов Москва руководствуется желанием подорвать проамериканское правительство в Кабуле и нивелировать усилия НАТО в регионе». На этом настаивал в ходе своего визита в Афганистан министр обороны США Джеймс Мэттис.

В-четвертых, кризис власти в Афганистане набирает обороты, не выполнено ни одного из обязательств в области реформирования избирательной системы, схема децентрализации власти не работает, национальные интересы не принимаются в расчет, недовольство населения властью растет. В таких условиях любая легитимизация талибов, даже минимальная, может привести к захвату ими власти в стране, что не может не вызывать опасений в Президентском дворце.

Позиция официального Кабула

В последний момент афганская сторона направила в Москву скромную делегацию во главе с директором департамента стратегического планирования министерства иностранных дел Мухаммедом Ашрафом Хайдаром, который со всей категоричностью заявил, что «Афганистан пока не считает нужным привлекать представителей движения «Талибан» к региональным консультациям по мирному процессу». 

Позиция Хайдара существенно отличалась от позиции советника президента Афганистана по национальной безопасности Мохаммада Ханифа Атмара, который посетил с визитом российскую столицу ранее. Атмар заверил российскую сторону в том, что «Президентский дворец приветствует московскую инициативу и благодарит за организацию консультаций по выстраиванию регионального сотрудничества для содействия мирного процесса в Афганистане».

На встрече 14 апреля Хайдар озвучил направление, в котором Кабул готов взаимодействовать с Москвой, он попросил «обеспечить максимально безвозмездно сервисное обслуживание для воздушных судов, вертолетов российского производства в Афганистане, а также обеспечить материальное снабжение и подготовку кадров для афганской армии и полиции». Из чего следует, что официальный Кабул скорее склонен усиливать свои позиции силовыми методами, и заинтересованность в региональном диалоге продиктована в большей степени получением поддержки в виде вооружения.

Также Хайдар отметил, что переговоры между правительством и представителями антиправительственных группировок следует проводить исключительно внутри Афганистана. Он заверил участников, что следующий раунд региональных консультаций пройдет в Кабуле с обязательным присутствием представителей США и ЕС.


«Мы сообщим дату участникам второй встречи в Москве и нашим другим партнерам», — добавил он.

Такой перехват московской инициативы не что иное, как попытка взять ситуацию под контроль, ограничить возможности региональных соседей влиять на внутриполитическую ситуацию. Таким образом, следующая встреча участников может произойти в ближайшее время, а может быть отложена на неопределенный срок. Правительство национального единства в большей степени подвержено влиянию американской стороны, а как мы видим, американцы не намерены садиться за стол переговоров в компании русских и талибов.

Афганцев можно понять, сложно сесть за стол переговоров, когда по всей стране идут ожесточенные бои, но, важно принять, что выход есть, и это, в первую очередь, отказ от военного решения конфликта. На последней встрече в Москве, несмотря на двойственность позиции, афганцы выразили предварительное согласие вступить в ориентированный на результат диалог с талибами на основании сформулированных ранее условий принятия конституции Афганистана и отказа от насильственных действий.

Гульбеддин Хекматияр, «брат» талибов

Первый шаг к мирному будущему Афганистана был сделан, на поприще афганского миротворчества преуспел лидер афганских боевиков Гульбеддин Хекматияр, который призвал «братьев-талибов» прекратить противостояние и предложил свою кандидатуру в качестве посредника на переговорах с правительством.

«Я призываю “Талибан” выбрать меня в качестве своего брата-посредника, — заявил он 4 мая в Кабуле. — Я буду добиваться того, чтобы все ваши законные требования были выполнены».

Основное требование группировки состоит в том, чтобы возглавляемые США коалиционные силы покинули страну до начала каких-либо переговоров по разрешению афганского конфликта, более детальных требований группировка не заявляла.

Хекматияр заверил талибов, что будут устранены все причины пребывания иностранного контингента в Афганистане. Он также призвал Пакистан и Иран не вмешиваться в афганские внутриполитические процессы.

Что касается самого Гульбеддина Хекматияра, который подписал мирное соглашение с правительством в сентябре прошлого года, ко всему прочему он потребовал амнистии для заключенных 70 членов партии ИПА и реинтеграции 3500 боевиков и командиров вооруженных групп ИПА в силовые структуры страны. В случае ИПА правительство продемонстрировало, что готово идти на значительные уступки.

Позиция талибов

Вернемся к московским переговорам, предполагалось, что в них примут участие представители «Талибан», по неподтвержденным данным некоторые члены движения приветствовали эту инициативу и за месяц до мероприятия выразили готовность приехать в Москву и присоединиться к обсуждениям.

«Наш ответ будет положительным, если мы получим официальное приглашение», — заявили два представителя группировки в интервью Express Tribune на вопрос про участие в московской дискуссии.

В то же время за несколько дней до мероприятия пресс-секретарь основной фракции талибов Забихулла Муджахид сделал следующее заявление: «Мы не можем назвать московские переговоры диалогом по восстановлению мира в Афганистане. Эта встреча служит политическим целям ее организаторов. К нам она не имеет никакого отношения, и мы ее не поддерживаем». Также Забихулла Муджахид подтвердил, что «не имеет ничего общего с русскими и никакой помощи от них «Талибан» не получал».

Заместитель лидера второй оппозиционной фракции талибов муллы Расула, Манан Ниязи выразил некоторые сомнения: «Московские переговоры не будут иметь никакого значения, в России этого пока не поняли. США с помощью Пакистана переиграли Москву, Хекматияр соберет под свои знамена все пуштунское лобби, которое призвано укрепить проамериканское правительство».

Талибы в Китае

Несмотря на такие противоречащие друг другу заявления, часть руководства талибов довольно серьезно настроена на переход к мирному процессу, этому свидетельствовал визит делегации талибов в Китай после трехсторонних переговоров в Москве.

Делегация из пяти человек, возглавляемая начальником канцелярии афганского «Талибана» Шером Аббасом Станиказаем, включающая маулви Шахабуддина Дилавара, Яна Мухаммада Мадани, Салама Ханафи и Салеха, посетила Китай.


«Этот визит как часть внешнеполитических отношений талибов с европейскими и региональными странами был направлен на достижение мира в Афганистане и решение кризиса в стране путем переговоров», — прокомментировал анонимный источник в «Талибане».

«Будучи крупной мировой державой, Китай является основным заинтересованным лицом в обеспечении мира и стабильности в Афганистане», — заявил другой лидер «Талибана».

Через несколько дней после визита делегации талибов в Китай, специальный представитель КНР по Афганистану Дэн Сицзюнь посетил Кабул и встретился с высокопоставленными афганскими лидерами, включая президента Ашрафа Гани.


«Китай призвал талибов присоединиться к мирному процессу и дал понять представителям группировки, что признает легитимность афганского правительства и президента, и что переговоры — это единственный выход из создавшегося положения», — заявил Дэн Сицзюнь.

Стратегический вектор Москвы

Что касается российской инициативы, то быстрых результатов ждать не приходится, разрешение афганского конфликта мирным путем требует достаточного времени, учитывая тот факт, что американцы уже более 15 лет пытаются разгадать афганскую головоломку с применением силы. 

Долгие годы российское руководство не могло сформулировать стратегический план действий относительно этой страны, наконец, вектор взаимодействия найден, более того, это региональный вектор, что немало важно, объединяющий страны региона в общей инициативе. В ближайшие годы остается спокойно, не реагируя на выпады импульсивных американских коллег, с применением мягкой силы продвигать свою линию — мирного сосуществования народов Евразии без навязанной нам угрозы мирового терроризма.

Анна Королевская

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>