Сайфулло Сафаров: «Мирный процесс в Афганистане, безусловно, важен для всех нас, но ведь в итоге вся тяжесть войны ложится на плечи самого афганского народа. Поэтому пока сами афганцы не договорятся между собой, пока не определят для себя авторитетного лидера, периодически будет появляться тот, кто будет давать им в руки автомат, который потом обязательно выстрелит».
В Душанбе, 20 ноября, в Республиканском пресс-центре прошла вторая международная конференция на тему: «Политический и межэтнический кризис в Афганистане. Вызовы и возможности для стран региона», организованная Московским центром Льва Гумилёва (Россия) совместно с Общественным фондом «Диалог цивилизаций» (Таджикистан).
В числе известных экспертов-политологов, представителей дипломатического корпуса Таджикистана, Афганистана и России в ходе мероприятия со своим докладом выступил профессор Сайфулло Сафаров, заместитель Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан:
«Прежде всего важно сказать, что изначально Афганистан не числился среди 80 геополитических проектов мира. Туда входил лишь Пуштунистан. Но при этом все вооружённые столкновения в Афганистане произрастают из крупных геополитических проектов, являющихся частью большой политической игры.
Сегодня здесь очень верно отметили, что ключ к решению афганского кризиса находится в Душанбе. Такое же мнение в своё время ещё высказывал заместитель министра иностранных дел Индии, который говорил, что именно официальный Душанбе при желании сможет собрать все миротворческие силы Афганистана и стимулировать процесс миростроительства в соседней для себя дружественной стране и Индия была готова поддержать данную инициативу. Сейчас, конечно, этот дипломат уже на пенсии, однако его предложение актуально до сих пор.
Я согласен с тем, что самым главным условием для достижения мира в Афганистане является необходимость выведения оттуда всех геополитических сил и призыв противоборствующих сторон к поиску компромисса. Говоря об этом, мы снова возвращаемся к вопросам геополитики, которые могут послужить основанием думать, что Афганистан всё же является одним из мировых геополитических проектов. И, к сожалению, здесь очень сложно однозначно ответить является ли главной причиной войны религия, обогащение, или же политические амбиции мировых держав в стремлении всё больше ущемить друг друга.
Я считаю, что здесь имеет место быть и исламская геополитика, так как и арабские страны стремятся принимать во всём этом самое непосредственное участие. В том числе Пакистан, и Иран. Естественно, каждая из этих стран по-своему пытается укрепить свою позицию в Афганистане.
Не менее важными в данном случае являются и так называемые геофакторы-географическое и геологическое расположение Афганистана. Республика вполне может стать для крупных мировых игроков благодатной почвой, где возможно найти как уран, так и другие ценные ископаемые.
В любом случае, по всем этим трём аспектам нам необходимо иметь единую позицию. Мы должны поддержать центральное правительство Афганистана. Мировая практика показывает, что в какой бы стране не шла война, всегда нужна третья, объединяющая сторона. Без постороннего миротворца миростроительство невозможно. И опыт Таджикистана наглядный тому пример.
В 90-е годы вокруг нашей страны соседние государства также вели много дискуссий о том, кто должен возглавить наше правительство. Однако мирный процесс в Таджикистане был запущен только тогда, когда наше правительство объединилось, в том числе при поддержке международных организаций и наших партнёров. И именно в этом вопросе мнения противоборствующих сторонв нашей республике сошлись.
Судьбоносная 16 Сессия Верховного совета как раз и послужила отправной точкой. Тогда разных разговоров было, конечно, много, но при этом не было никаких сомнений в том, что войну надо остановить. Стороны принесли клятву, и несмотря на то, что некоторые из присутствующих оказались «по другую сторону баррикад», они этой клятвы так никогда и не нарушили. Каждый остался при своём мнении, но при этом данное слово было сдержано. Это является одной из показательных частей политической культуры таджикского народа. Все эти примеры сейчас важны и для народа Афганистана. Нужен миротворец, вокруг которого бы сплотился афганский народ. Это может быть и политический лидер, и религиозный, и просто какая-то авторитетная личность, кто бы ни был, точно также как когда-то народные депутаты избрали главой нашего государства Эмомали Рахмона и все верующие, и неверующие граждане понемногу стали собираться вокруг Президента. Постепенно, шаг за шагом, вплоть до 2015 года, нам пришлось избавляться от этого тяжёлого бремени войны.
Да, гражданская война в нашей стране закончилась только в 2015 году с закрытием Партии исламского возрождения Таджикистана. До этого времени наша война в том или ином виде продолжалась. Как бы мы не говорили о том, что у нас в стране был мир и спокойствие, но в действительности тот геополитический проект, о котором сегодня мы много говорим, продолжал существовать, так как всё ещё были те, кто хотел дестабилизировать страну. Безусловно это были мелкие группировки, такие люди есть везде и во все времена.
Говоря о возможных путях миростроительства в Афганистане я бы хотел также добавить, что не следует ставить под сомнение единство афганского народа. Афганистан един как самостоятельное государство, и мы не имеем никакого права воспринимать эту страну в разрозненном виде. Всем нам хорошо известно, что в прежние времена Советский союз был очень силён 120-200 народностями в своём составе и несмотря на то, что Союз в итоге развалился, всё же во время его существования не было никаких проблем с многонациональностью. Это была мощная держава. Поэтому вопросы единства народов Афганистана являются очень важными.
Как бы ни был важен мирный процесс в Афганистане для стран-соседей и для мирового сообщества в целом, всё равно вся тяжесть такого бремени, как война, в итоге ложится на плечи самого афганского народа. Поэтому пока сам народ не сядет и не договорится, пока не определит своего авторитетного лидера, периодически будет появляться тот, кто будет давать афганцу в руки автомат, который потом обязательно выстрелит. Афганцы должны осознавать всю серьёзность своего положения. Мы же, таджики, всегда готовы помочь и поддержать наших афганских соседей, что мы, начиная с 1992 года, постоянно доказываем на деле.
Для того, чтобы в Афганистане, наконец, был запущен мирный процесс, необходимо решить целый ряд довольно острых, на мой взгляд, проблем:
— Существенное сокращение иностранных военных на территории Афганистана
— Демилитаризация ИРА. Важно запретить ношение оружия и объявить это серьёзным преступлением для всех, кроме сотрудников правоохранительных органов. Здесь не могу не сказать о том, что в этом плане Таджикистан уже проделал огромную работу. Конечно, я не могу заявлять, что мы изъяли всё оружие, однако на деле мы не видим никаких проявлений ни со стороны внутренней, ни со стороны внешней оппозиции. Восторжествовавшее спокойствие в Таджикистане с этой точки зрения не может не радовать. Наш народ един и никого не боится. Сегодня уже ни одно политическое образование не сможет выбить из таджиков осознания всей ценности их независимости. Мы встали на путь созидания и руководствуемся лишь принципами демократического государства и больше никогда не позволим себе стать жертвой чьих-то политических амбиций…
— Определение авторитетного лидера.
— Важно навести порядок в системе средств массовой информации Афганистана, ведь там практически у каждой политической группировки есть своё СМИ, через которое она буквально вводит народ в заблуждение. В государстве так быть не должно. Пусть останется свобода слова, но пусть будет ограниченное количество СМИ, которые осуществляли бы свою деятельность с точки зрения национальных интересов, хотя бы на протяжении 10-15 лет, пока ситуация в стране окончательно не урегулируется.
— Прекращение опиумной интеграции. А ведь действительно из Афганистана в Россию, из Афганистана в Америку действуют давно налаженные каналы наркотрафика. Когда- то в Брюсселе отмечали, что до тех пор, пока люди покупают опиум, мы не сможем существовать спокойно. Получается, что именно спрос рождает предложение, и это несмотря на то, что люди от этого по всему миру гибнут миллионами, это очень щепетильная и сложная проблема, которую, необходимо решить, перекрыв все каналы, через которые в другие страны попадают наркотики. Не будет рынка сбыта, не станет и производства.
— Национальный вопрос. Я уверен в том, что до тех пор, пока в Афганистане не будет решён национальный вопрос, никакого мира не будет, и никакие другие вопросы решены не будут, кто бы что не говорил. Поэтому в данном случае я предлагаю составить некий план по сокращению национального противостояния в Афганистане. Эти вещи должны быть.
В советское время таких планов составлялось очень много, и мы в Таджикистане также внедрили идеологию национального единства для того, чтобы не просто между собой, но и с другими национальностями, проживающими в Таджикистане, существовать в мире и согласии. Глава нашего государства на своём примере показывает в каких дружественных отношениях мы находимся с русскими, узбеками и другими национальностями в нашей стране. И правительство Афганистана тоже должно сделатьэтот шаг навстречу, как это сделали мы.
— Сокращение политизации религии. Религию нужно вычленить из политики и объявить её частью культуры и отныне ориентироваться на созидание. Вот тогда сократится не только любое противостояние, пусть даже минимальное, между шиитами и суннитами, так и противостояние мусульман с представителями других религий.
— Разоружение севера страны. Я не говорю про юг, так как там ситуация очень сложная-происходятпостоянные вооруженные столкновения. По сравнению с этим, конечно, можно сказать, что север относительно спокойней. Поэтому нужно начинать с малого-постепенно разоружить север, который потом мог бы стать примером для остальных.
— Дерадикализация. Все средства массовой информации в стране должны работать на то, чтобы сократить радикализацию общества и национальное противостояние. Журналисты должны воздерживаться от резких формулировок, провоцирующих дальнейшее развитие конфликта.
— Афганистан должен объединиться и восстать против терроризма и экстремизма, и в этом вопросе необходимо разработать Национальную стратегию. Нашей Национальной стратегии, например, уже исполнился 1 год.
В завершение я бы хотел выразить свою искреннюю надежду на то, что в скором времени афганский народ всё же сумеет сплотиться и выйдет из этого затянувшегося политического кризиса, встав на путь миростроительства и созидания».
Кристина БОРОДАВКО
Dialog.TJ