Война в Афганистане идет уже как 6000 дней и ее окончание пока сложно даже представить: талибы становятся все сильней, а Трамп объявил увеличении военного контингента в Афганистане.
Кампания в Афганистане стала для Америки самой длительной военной операцией и уже достигла срока в 6000 дней. При президенте Дональде Трампе начало возрастать военное присутствие американских солдат в Афганистане, участились авиаудары. «Талибан», по сравнению с остальными силами Афганистана, с 2001 года стал гораздо сильнее. Талибы официально не признают действующую власть в стране и не готовы вести с ней переговоры. Активность талибов и их сила увеличивается с каждым годом. Если говорить вкратце, никакого мирного урегулирования конфликта, который длится уже как 16 лет, просто не существует.
В это же время многие американские политики, как, например, Дональд Рамсфельд, говорили, что «война уже окончена», или, как заявлял бывший министр обороны США Майк Пенс, «конец войны близок как никогда раньше».
Американский журналист Стив Кал в своей книге «Тайная война ЦРУ в Афганистане и Пакистане» писал:
«… Когда генерал Стэнли Маккристал собирался отправляться в Афганистан в мае 2002 года, ему была дана установка сверху ни в коем случае не оставаться в Афганистане надолго и не возводить никаких постоянных баз на территории страны, так как в Афганистане дали понять, что длительное присутствие американских в стране неприемлемо…»
Стив Кал также в своей книге указывал на то, что американцы хотели создать в Афганистане «национальное государство», хотя о самом Афганистане мало что и знали.
Кал также писал и о воспоминаниях самого генерала Стэнли Маккристала, который однажды заявил, что, когда захотел изучить Афганистан подробней во всех аспектах, вдруг почувствовал себя в роли школьника, который пришел купить у местных воротил алкоголь из-под полы.
Стив Кал упоминал и тот факт, что каждый раз, когда иностранные войска обнаруживали пещеру, которая затем переходила в сеть подземных туннелей, то без долгих раздумий просто разносили все взрывчаткой. Как-то раз одной из взорванных «туннельных сетей» оказалась древняя система водоснабжения.
США допускали и множество других ошибок в отношении Афганистана, количества которых просто не счесть.
Когда в 900 страниц документов национального архива США по Афганистану были доступны к прочтению для общественности, оказалось, что американцы были, мягко говоря, не осведомлены об общей ситуации в стране. Например, Дональд Рамсфельд, по прошествии двух месяцев со времени прибытия американских военных в Афганистан, запросил информацию о языковой ситуации в стране: на каких языках разговаривают в Афганистане, и какой процент населений пользуется тем или иным языком.
Роберт Гейтс, бывший министр обороны США, около 10 лет назад заявлял, что главной целью американской кампании в Афганистане является создание сильного центрального правительства. Когда у Гейтса во время пресс-конференции спросили: «А было ли когда-нибудь у Афганистана сильное центральное правительство?», тот без каких-либо комментариев ответил «нет».
Прошло уже как 16 лет и 7 месяцев с момента начала военной операции в Афганистане, а ответ на заданный вопрос так и не изменился.
И вот президент Дональд Трамп, находясь всего пару месяцев на своем посту, разработал совместно со своей командой стратегию по достижению «победы» в Афганистане.
Как отмечают эксперты, в «стратегии» Трампа никаких особых нововведений не наблюдается, кроме как увеличения американского контингента на территории страны с 9 до 15 тысяч человек, учащение проведения авиаударов и неопределенность в сроке пребывания сил НАТО в Афганистане.
Как отметил американский политический эксперт Фарид Закария, «новая стратегия» Трампа по своей сущности полностью повторяет стратегии всех бывших президентов США.
Фарид Закария считает увеличение контингента войск в Афганистане лишь политическим жестом по отношению к бывшему президента США, не более того. Просто можно задать вопрос: что смогут сделать 15 тысяч американских солдат, если когда-то не справилось и 100 тысяч?
Барак Обама в 2011 году заявлял, что американские войска полностью справляются со своей задачей по обеспечению безопасности в Афганистане и содействии в борьбе с коррупцией. Также Обама говорил и о санкциях в отношении Пакистана.
В результате получилось так, что американская политика мало того, что не принесла никаких плодов, так и, в соответствие с трудами многих исследователей, оказалась настолько провальна, что территория страны, находящаяся под влиянием талибов увеличилась почти в два раза.
6000 дней – это немалый срок. Можно предположить, что через пару лет те американские дети, которые 11 сентября 2001 года еще не умели ходить, в качестве солдат отправятся в Афганистан.
Стивен Биддл, профессор политологии и международных отношений университета Джорджа Вашингтона, отметил, что многие в США напрочь забыли про кампанию в Афганистане, поэтому Трамп может делать там все, что ему вздумается.
Можно с уверенностью сказать, что конфликт в Афганистане можно решить только мирным путем.
Проблема заключается в том, что талибы хотят вести переговоры только с представителями США, а не с правительством, так как считают его «нелегитимным», а в свою очередь США считают переговоры исключительно «внутренним» делом самих афганцев.
Кай Айде, бывший представитель ООН в Афганистане недавно написал в журнал «Парио», что основной целью «Талибана» является выдворение иностранных войск с территории Афганистана. Поэтому пока США не начнут процесс вывода войск из Афганистана, о начале мирного процесса можно даже не говорить. Особенно если учитывать тот факт, что американцы своим присутствием оказывают влияние на формирование афганского правительства.
Если подвести итоги, можно предположить, что основной целью в США является не военная победа и установление сильного центрального правительство, а скорее препятствие поражению. Другими словами, для американцев нахождение их военных баз в этом регионе имеет огромное стратегическое значение, поэтому в том случае, если бы американцы все-таки победили, им бы пришлось покинуть Афганистан и свернуть свои военные базы.
Источник: Tasnimnews
Перевод: Муса Наджафи