Трансграничный терроризм – палка о двух концах

Во время ралли в Лахоре активисты гражданского общества Пакистана выступают против нападения талибов на школу в Пешаваре, подведомственную военным (16 января 2015 года).

Постоянно поступают сообщения о том, что афганский «Талибан» укрывается на территории Пакистана. Наличие убежищ – один из важнейших факторов, из-за которого боевики продолжают вести повстанческую деятельность на территории Афганистана. Часто из вида упускается тот факт, что некоторые экстремистские группировки, такие, как, например, «Техрик-е Талибан Пакистан», тоже ищут убежища, но на территории Афганистана (Официально Кабул этого не признаёт). Боевикам нужны убежища на территории Афганистана, чтобы совершать нападения в Пакистане.

Власти Пакистана обвиняют Афганистан в укрывании террористов на протяжении многих лет. Однако, в отличие от аналогичных обвинений со стороны властей Афганистана и США, их обвинения никогда не привлекали особого внимания.

Тем не менее, недавно подтвердилось, что такие утверждения со стороны Пакистана – не для отвода глаз. 7 марта американский дрон поразил лагерь «Техрик-е Талибан Пакистан». Он был расположен недалеко от границы с Пакистаном на территории афганской провинции Кунар. Во время этой атаки погибли как минимум 20 участников группировки, включая Абдуллу, сына Муллы Фазлуллы, лидера движения. В заявлении, разосланном СМИ Пакистана, группировка подтвердила это.

До этого один афганский боевик под псевдонимом Кари Сайфулла, который сотрудничает с «Техрик-е Талибан Пакистан» выпустил эксклюзивное интервью, благодаря которому в последствии был определён состав группировки. В основном, она состоит из пакистанских (большинство из них из долины Сват) и афганских боевиков, которые базируются на территории уезда Шигал Ва Шелтан (провинция Кунар) в отдалённом месте под названием Чавгам. Он также подтвердил, что атака дроном произошла на указанной территории, что привело к многочисленным жертвам. Сайфулла добавил, что группировку возглавляет Устод Фатех. До авиаудара с помощью дрона группа совершала вторжения через границу как минимум раз в месяц: в основном на территорию племён Баджаура. Обычно информация о таких вторжениях не освещается в СМИ, но об одной атаке на пост армии Пакистана в Баджауре рассказало агентство Рейтер в середине ноября 2017 года. Согласно Сайфулле, нападавшие были членами этой группировки.

Присутствие членов «Техрик-е Талибан Пакистан» под руководством Фатеха в провинции Кунар независимо друг от друга подтвердили ещё 2 источника. Один из них – местный житель, который до недавнего времени служил в афганской пограничной полиции на территории провинции Кунар. Он сказал, что в месте Чавгам находятся примерно 200-300 боевиков пакистанского «Талибана». По мнению бывшего сотрудника полиции, всего в Кунаре находится примерно 2,000 членов «Техрик-е Талибан Пакистан». Учитывая то, что местные жители любят иногда преувеличить, к этим цифрам нужно относится с толикой недоверия.

Второй источник, будучи хорошо осведомленным, настоял на анонимности ввиду деликатности обсуждаемого вопроса. Он сообщил, что под псевдонимом Фатех на самом деле скрывается Умер Рехман, командир подразделения «Техрик-е Талибан Пакистан» в Малаканде (административно-территориальное деление пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, которое включает округ Сват). Сайфулла заявлял, что такая же должность и у Фатеха, выходца из округа Сват. Это доказывает, что это один и тот же человек. Второй источник также подтвердил местонахождения Фатеха в провинции Кунар. Тот факт, что Фатех – это достаточно непонятный командир среднего звена, придаёт вес всем дальнейшим уточнениям по поводу него от двух различных источников.

Тот же источник предоставил информацию, которая позволила связать атаку террориста-смертника с командиром Фатехом. 3 февраля произошёл взрыв, который унёс жизни как минимум 11 солдат армии Пакистана.

Вид сверху на долину Шигал в сторону Пакистана. Пакистан находится за покрытым снегом горным хребтом, который видно на горизонте. Чавгам, где 7 марта 2018 года при помощи дрона США напали на лагерь ТТП, тоже находится в непосредственной близости от этого горного хребта. Фотография сделана в марте 2017 года Францом Дж. Марти.

Независимо от того, был ли кто-то ранен или ликвидирован в результате авиаудара 7 марта, нельзя точно определить присутствие в Чавгаме членов ТТП. Но даже если это было так, на этом присутствие членов группировки на этой территории не закончилось бы. Тем более, что за некоторое время до авиаудара, значительная часть боевиков, среди которых по всей видимости был и Устуд Фатех, переместились в другое убежище в горах, которое находится в соседнем уезде Газиабад, дальше от границы. Эту информацию подтвердил источник, который присутствовал на собрании членов группировки в феврале.

С учётом вышесказанного, то, что Пакистан обвиняет Отдел исследований и анализа (индийская разведывательная служба, сокр. Raw), в том, что они помогают «Техрик-е Талибан Пакистан» также, как и другим через разведывательную службу Афганистана, Национальное управление безопасности (NDS) выглядит необоснованно. Сайфулла прямо отрицает вмешательство со стороны Индии, и настаивает на том, что правительство Афганистана также не оказывает никакой поддержки группировке ТТП. Тем не менее, Сайфулла утверждает, что некоторые местные афганские чиновники закрывают глаза на боевиков, в частности, не препятствуя их перемещениям через границу. Ещё как минимум один источник утверждает, что правительство Афганистана делают даже больше и обеспечивают боевиков ТТП деньгами и вооружением. Ничто из этого нельзя проверить. В целом, к обвинениям в участии разведывательных служб нужно относится с недоверием, учитывая, что эта часть континента изобилует теориями заговора.

Так или иначе, присутствие боевиков ТТП, таких как люди Фатеха, является вполне логичной причиной для эпизодических артиллерийских обстрелов со стороны пакистанской армии.

Официальные лица в Афганистане осуждают эти обстрелы, называют их грубым нарушением суверенитета Афганистана. Они также настаивают на том, что тысячи снарядов выпускаются беспорядочно (возможно, имеются в виду минометные обстрелы) и задевают дома мирных жителей. По-видимому, с одной стороны Пакистан считает такие действия необходимыми. С другой стороны, Пакистан едва публично комментирует свои действия, если вообще это делает. Хоть и нельзя провести независимую проверку достоверности информации об обстрелах, тот факт, что официальные лица Афганистана (несмотря на якобы довольно частые обстрелы за последние полгода) обращают внимание на лишь некоторые случаи, поднимает вопрос о достоверности информации об обстрелах.

Как бы то ни было, всё, что было рассмотрено выше, показывает, что трансграничный насильственный экстремизм угрожает не только Афганистану, но и Пакистану. Однако, взаимные обвинения в том, что вторая сторона не принимает решительных мер к повстанцам, которые укрываются на её территории и нападают на первую сторону, равно как и общая напряженность в отношениях между Афганистаном и Пакистаном мешают эффективному сотрудничеству, которое могло бы разрешить проблему с повстанцами.

Справедливости ради, стоит сказать, что ни Афганистан, ни Пакистан, даже при совместном сотрудничестве не смогли бы разобраться с каждым убежищем террористов в этом регионе. 2,670 км границы между Афганистаном и Пакистаном – это не просто огромная территория, сюда ещё входят отдаленные районы, которые склонны к повстанческой активности и никогда не контролировались.

Автор Франц Дж. Марти
Перевёл Александр Гнедчик

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>