Геополитическая роль Афганистана. Обеспечение региональной безопасности

Говоря об Афганистане люди сразу представляют себе страну, где нескончаемо продолжаются военные действия, процветает терроризм и наркоторговля. Но никто не задумывался, что за пеленой всех проблем скрывается страна и ее жители которые уже устали от нескончаемых войн и конфликтов.
В геополитике многих стран мира чрезвычайно важное место уделяют именно Афганистану. Страна является «сердцем» Центральной Азии, и благодаря этому контролировать и влиять на политику региональных стран становится гораздо проще. Так же страна является звеном сухопутных торговых отношений.
Афганистан обладает относительно большой территорией, что приблизительно равна площади Франции, Бельгии, Нидерландов и Дании вместе взятых, запасами природного газа, нефтью, каменный уголь, но несмотря на это Афганистан — одна из самых экономически отсталых и политически нестабильных стран мира. Основу экономики этой страны традиционно составляет сельское хозяйство.
Бюджет страны за счет внутренних источников ни разу так и не был полностью финансирован, а почти все ее программы экономического развития всегда реализовывались за счет внешнего кредита или помощи.
Несмотря на увеличившийся объем международной торговли (торговый баланс Афганистана в период с 2004-2014 года остается отрицательным с постоянным уменьшением экспорта и увеличением импорта, так как Афганистан не обладает сильной экспортоориентированной индустрией), резкий рост инвестиции в Афганистан (начиная с 2004 года, после того как была принята новая конституция и установлены новые направления развития страны, и резкий спад инвестиций в 2009 году, в связи с неудавшимися военными операциями на востоке страны и мирового кризиса 2008 года, при сохраняющемся тренде роста инвестиций в страну), в целом роста ВВП с 2002-го года, Афганистан до сих пор остается одной из самых бедных стран мира, с уровнем ВВП на душу населения $678,3 по состоянию на 2013 год.

Проблема Афганистана и России. Последние пять лет наблюдается резкий рост экспорта из Афганистана в Россию наркотиков, тем самым растет количество наркозависимых от афганского опиума и героина.
В целом, Афганистан из-за непрекращающихся боевых действий и вмешательства иностранных государств в его внутренние дела является сегодня обостряющим источником агрессии, которая напрямую и через государства Средней Азии воздействуют на Россию и повышают общую нестабильность, подрывающую ее возможности и комплексную мощь.
Проблема Афганистана и Пакистана. Линия Дюрана. Афганско-пакистанские отношения являются довольно сложными, прежде всего из-за противоречивой внешней политики обеих стран. Помимо этого, влияние гражданских властей на территории страны в обоих государствах весьма ограничено. Особенно это заметно в Афганистане, где отдаленные провинции практически не контролируются центральным руководством, которое там заменяют террористические группы. В Пакистане ситуация несколько иная. В нём власть по сути принадлежит армии.
Основные разногласия связаны с линией Дюрана или как ее еще называют «стена ненависти между двумя братьями». Причина конфликта заключается в том, что Кабул не признаёт её как международно утверждённую границу между Афганистаном и Пакистаном, так она разделяет единые этнические группы. Состоящее в основном из пуштунов афганское правительство занимает позицию, суть которой заключается в том, что принадлежащие Пакистану пуштунские территории должны принадлежать Афганистану. То, что противоречия носят серьёзный характер, подтверждает тот факт, что именно из-за линии Дюрана Афганистан был единственной страной, выступившей против принятия Пакистана в ООН в 1947 г. после провозглашения им своей независимости.
Обеспечение региональной безопасности. Несмотря на свою выгодную стратегическую и геополитическую позицию, Афганистан также представляет собой угрозу для безопасности региональных стран. Среди этих угроз можно выявить следующие:
​ Наркоугроза и наркоагрессия, в результате которых более 90% производства самого опасного в мире наркотика (опий) приходится на Афганистан и наблюдается стабильный рост количества зависимых от этих наркотиков;
​ Усиление и умножение террористических группировок, с агрессивными тоталитаристскими намерениями, то есть экспорт нестабильности;
​ Угроза размещения военных баз вооруженных сил США и НАТО на территории Афганистана.
Все эти проблемы взаимосвязаны. Некоторые из этих угроз принимают глобальный масштаб, поэтому решение вышеуказанных проблем является актуальным для всего мирового сообщества. США и НАТО принимают всевозможные усилия для решения поставленных проблем, однако, анализируя временной период с 2001 по 2013 года, становится предельно ясно, что под предлогом борьбы с терроризмом усердия военных сил Соединенных Штатов и Североатлантического Альянса направлены на поддержание нестабильности в Афганистане и регионе в целом, ввиду ряда причин:
1.​ В первую очередь США стремятся к достижению контроля над Россией, Китаем и Ираном;
2.​ Недопущение реинтеграции стран СНГ;
3.​ Обеспечение контроля над энергетическими ресурсами;
4.​ Обеспечение стратегического присутствия в Центральной Азии.
Статистика наркопроизводства показывает, что с 1998 года произошел резкий рост посевных площадей опийного мака с минимальным показателем в 2001 году при правлении Талибан, несмотря на то, что ключевыми решениями международного сообщества по проблеме наркотиков, принятых на 20-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, были искоренение незаконных культур и сокращение незаконного культивирования кокаинового куста, каннабиса и опийного мака. Высокий уровень наркопроизводства можно объяснить тем, что в стране очень высокий уровень безработицы- 35-40%, под чертой бедности живут около 36% граждан. Единственным спасением для таких людей становится торговля наркотиками, так как уровень образования тоже низок.
Однако, торговля героином и опиатами является мультимиллионным бизнесом, поддерживаемым со стороны мировых лидеров, которым требуется постоянный и безопасный приток средств. Одной из скрытых причин войны в Афанистане стало стремление США поднять уровень торговли наркотиками и установить над ним прямой контроль. Доходы, получаемые от спонсируемой ЦРУ афганской торговли наркотиками, носят значительный характер. Торговля наркотическими средствами афганского происхождения на международном уровне подразумевает наличие широкой сети посредников. На разных ее уровнях задействованы игроки различного рода, от афганских крестьян, выращивающих мак, до оптовых и розничных торговцев героином на западных взаимозависимых рынках, как европейских, так и американских. Аналогична и иерархия цен на опиаты, к примеру, администрация США признавала, что выручка от продажи героина на международном рынке наркотических средств в сто раз превышает цену, по которой опиум закупают у афганских крестьян. Поэтому не вызывает удивления желание Соединенных Штатов получить под свой контроль всю отрасль опиумной экономики Афганистана, сделав ее источником собственных доходов.
Согласно Мишелю Чоссудовскому: чертой, отличающей торговлю наркотиками от торговли легальными товарами, является то, что наркоторговля создает основной источник формирования средств не только для организованной преступности, но и для всего аппарата государственного управления США. В свою очередь, ЦРУ, оказывающее протекцию торговле наркотиками, развило комплексную сеть деловых связей с лидерами мировых наркотических криминальных синдикатов. Иными словами, аппарат управления США и крупные бизнес-синдикаты заинтересованы в установлении стратегического контроля над путями сбыта героина и опиатов. В западную банковскую систему вкладываются миллиарды долларов, полученных в результате сбыта героина.
Проблематику наркопроизводства зачастую связывают с пуштунами, которая часто выглядит как «талибы». Давайте разберемся: кто такие талибы?
Талибан – идейное народное ополчение, направленное на внедрение законов Шариата во все сферы жизни общества. Однако, следует отметить, что интерпретация Ислама талибами довольно жесткая и грубая. Не без внимания должен остаться и тот факт, что США и ряд других стран имеет непосредственное отношение к образованию этого движения.
Талибов сегодня можно условно разделить на три типа:
1) «Чёрные талибы» – международные наёмники (арабы и представители других национальностей), которые прибыли в Афганистан из других стран. Эти люди не являются жителями Афганистана и участвуют в войне за деньги.
2) «Серые талибы» – это люди, живущие в Афганистане, которые являются профессионалами войны и практически не занимаются мирным трудом. Однако они не имеют отношения к международному терроризму и тем более к Аль-Каиде.
3) «Белые талибы» – люди, которые вынуждены эпизодически участвовать в военных действиях, потому что экономика страны разрушена, и у них нет других возможностей для того, чтобы прокормить свои семьи.
Присутствие Советского Союза и Апрельская революция 1978 года на территории Афганистана, целью которого было установление просоветского правительства, стало поводом для объединения децентрализованных группировок моджахедов, главными из которых были Хезб-и-Ислами, Джамаат-и-Ислами, Вахдат-е-мили, Исламский союз освобождения Афганистана и другие, существовавшие еще во время правления Хафизуллы Амина. Это время политического кризиса в Афганистане, усиления нестабильности в стране и геополитических игр СССР и США. Устранение Хафизуллы Амина и передача власти Бабраку Кармалю по инициативе СССР, установление власти моджахедов при помощи США… С присутствием Советского Союза на территории Афганистана, эта страна претерпевала быстрое развитие. Это не нравилось Пакистанскому правительству, так как поднялся бы вопрос о линии Дюрана, проведенной в 1893 году в результате трех англо-афганских войн, а Советский Союз получил бы выход к Индийскому океану, это считали недопустимым правительства США и Британии, после ввода советских войск в Афганистан и назначения просоветского президента Бабрака Кармаля Картер объявил: «Советское вторжение в Афганистан — это самая большая угроза миру со времен Второй мировой войны». В это же время появилась «доктрина Картера», в которой говорилось о том, что США не допустит, чтобы Персидский залив контролировался извне.
Объединенные группировки моджахедов, завербованные США и Саудовской Аравией и тренируемые на территории Пакистана, начали войну с существовавшим в тот момент правительством Афганистана и контингентом СССР. В итоге, в 1992 году к власти пришел лидер моджахедов Себгатулла Моджадиди, однако продолжались внутренние междоусобицы между этническими пуштунскими, таджикскими и узбекскими группировками Афганистана. Вскоре в тот же 1992 году, на пост президента вступил Бурхануддин Раббани, однако ни Моджадиди, ни Раббани не признали линию Дюрана, и это не положило конец гражданской войне. В конечном итоге, образованное в 1994 году движение талибан в Пакистане, при оружейной поддержке США, Британии и финансовой со стороны Саудовской Аравии, было нацелено на взятие власти в Афганистане. Придя к власти в 1996 году они тоже не признали линию Дюрана и вышли из-под контроля США, установив свою диктатуру. В то время Осама бин Ладен организовал несколько противоборствующих США точек и происходило идеологическое развитие и распространение терроризма. Правивший в то время Исламским Эмиратом Афганистан, Мулла Омар отказался выдать Осама бин Ладена по требованию США, после прогремевшего теракта в Нью-Йорке. Мы склонны считать это планом Соединенных Штатов по интервенции на территорию Афганистана. Взяв разрешения у ООН, США начали операцию против терроризма и наркоторговли в Афганистане, которая продолжается уже 13 лет и никаких результатов не дает.
Присутствие иностранного контингента на территории Афганистана является стимулом для террористических группировок продолжать свою деятельность, привлекая большее число мусульман с соседних стран и организацию баз в данных странах. Это лишь только укрепляет деятельность террористических группировок и усиляет нестабильность в регионе.
Принимая во внимание все вышеуказанное, логичным остается сделать вывод, что террористы и терроризм в целом является инструментом США по развертыванию военных баз регионе Средней Азии.
Присутствие вооруженных сил США на территории Афганистана и контроль над странами в Средней Азии имеет под собой тенденцию создания однополюсного мира и, как следствие, глобальной империи. Это утверждение по большей части, волнует Россию и Китай, лучшее геополитическое положение Запада, увеличение его мощи, что является прямой угрозой для безопасности как Китая так и России.
Мы считаем рациональным следующий вариант развития сценария стабилизации ситуации в регионе:
1.​ Установление централизованной и единой власти с учетом прав всех этносов, населяющих Афганистан.
2.​ Форсированная индустриализация страны с уклоном на развитие отечественного производителя.
3.​ Изгнание из страны международных корпораций и военных баз НАТО по опыту Ливийского лидера Муаммара Каддафи.
4.​ Рассмотрение вопроса о линии Дюрана.
5.​ Взаимовыгодное сотрудничество с региональными странами.
Данный план развития Афганистана предусматривает решение вопроса этнических войн в стране, ликвидацию проблемы безработицы, наркоторговли и террористических организаций, путем расширения рынка труда внутри страны, благодаря индустриализации, увеличение роли и места Афганистане в международном сообществе.
Рассмотренные нами темы в настоящей работе имеют чрезвычайно актуальный характер. В решение поставленной проблематики не последнее место имеют Россия и Западные страны для достижения мира и стабильности в данном регионе. Геополитическое положение Афганистана является предметом интереса всего мира и поэтому ожесточенных конфликтов за власть в среднеазиатском регионе. Мы не рассматриваем предложенный нами план развития единственным и правильным в конечной инстанции.
Все же, принимая во внимание существующую ситуацию в Афганистане, традиционных племенных законов и менталитета афганского общества, политических игр мировой элиты, считаем более рациональным пересмотр политики США и НАТО в среднеазиатском регионе, в рамках заседания ООН с участием ряда стран и предложением нового курса в установлении стабильности в Афганистане.

Гул Мохаммад С., Юсифова Е.С.

Источники:
1. Хассин Марсель «Тайны Афганистана» — сайт с содержанием проектно-аналитического доклада
3. US State Department quoted by the Voice of America (VOA), 27 February 2004
4. Douglas Keh “Drug Money in a Changing World”, Technical document No. 4, Vienna UNDCP, P. 4
5. Julien Mercille. “Afghanistan, Garden of Empire: America’s Multibillion Dollar Opium Harvest” Excerpted from Cruel Harvest: US Intervention in the Afghan Drug Trade. Pluto Press, 2013. Page 38
6. Michel Chossudovsky “The Spoils of War: Afghanistan’s Multibillion Dollar Heroin Trade. Washington’s Hidden Agenda: Restore the Drug Trade”. Global Research, February 15, 2014 – сайт о советско-афганской войне
7. http://www.idmrr.ru/afghandoklad.html — сайт с содержанием проектно-аналитического доклада

8. http://www.tradingeconomics.com/.

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>