Как пишет Афганистан.ру, спецпредставитель президента России по Афганистану и директор департамента МИД Замир Кабулов в интервью с агентством Интерфакс заявил, что у России и талибов есть общие интересы в борьбе с «Исламским государством». Дипломат особо подчеркнул, что «интересы талибов и без стимулирования объективно совпадают с нашими».
По мнению Замира Кабулова, Москва и «Талибан» могли бы совместно противодействовать усилению влияния террористов ИГИЛ в Афганистане и Центральной Азии. По словам спецпредставителя по Афганистану, «талибы и без нашей подсказки этим занимаются, потому что чувствуют, что ИГИЛ пытается, как «Аль-Каида» в свое время, их использовать для транснациональных целей, для халифата, для глобального джихада».
«Талибы это почувствовали, поэтому они уже наносят по ИГИЛ достаточно серьезные удары, – подчеркнул Кабулов. – Афганские талибы, и пакистанские талибы сказали, что не признают самопровозглашенного халифа «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади своим халифом, не признают ИГИЛ. Это очень важно», – добавил спецпредставитель президента России.
Дипломат напомнил, что он уже неоднократно заявлял о том, что у России есть контакты с движением «Талибан». «Я уже ранее говорил о наличии у нас с талибами каналов связи для обмена информацией», – напомнил высокопоставленный дипломат.
Напомним, что в октябре Кабулов заявил, комментируя сообщение издания The Daily Beast о том, что на фоне активизации запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» движение «Талибан» в Афганистане активизировало контакты с Россией.
Замир Кабулов также подчеркнул: Россия выступает за политическое урегулирование ситуации в Афганистане. «Мы бы хотели, чтобы правительство Афганистана со своими оппонентами, пусть даже вооруженными, договаривалось без крови и выходило на приемлемые компромиссы, – отметил директор департамента МИД России. – И для этого надо учитывать действующую резолюцию Совета Безопасности ООН».
Напомним, что в 2003 году Совет Безопасности ООН признал «Талибан» террористической организацией. В том же году Верховный суд России внес «Талибан» в список террористических и запрещенных организаций.
Талибы из Кандагара
Движение «Талибан» – это радикальная военно-политическая организация, созданная в 1994 году в Кандагаре. В 1996 году талибы сумели захватить столицу Афганистана, город Кабул, а также около 70 процентов страны. После этого лидер движения «Талибан» мулла Омар провозгласил «Исламский Эмират Афганистан».
С другой стороны, сегодня «Талибан» не является единой военно-политической организацией. По мнению экспертов, движение раскололось, как минимум, на три группы. Некоторые востоковеды отмечают, что в регионе действуют талибы, близкие к Катару. Другие талибы ориентируются на традиционного союзника – Пакистан. Есть также и талибы во главе с муллой Ахтар Мохаммадом Мансуром.
Кандагар считается оплотом этого радикального движения. В 1996–2001 годах город был фактической столицей «Исламского эмирата Афганистан» – государства талибов. Военная кампания США и их союзников «Несокрушимая свобода», начатая после 11 сентября 2001 года и завершившаяся в прошлом году, казалось бы, привела к ликвидации «Талибана» как значимой военно-политической силы. Но на деле же талибы укрепились в приграничных районах Пакистана, а в последнее время вернулись к практике широкомасштабных военных операций, примером чего может служить недавний захват крупного провинциального центра Кундуз на севере страны.
США, Китай, ЕС, Иран имеют контакты с талибами
Официальные лица в США неоднократно заявляли, что движение «Талибан» не является их врагом. Более того, «Талибан» так и не был включен в список террористических организаций Госдепа США. Помимо этого, Вашингтон прилагает усилия по включению талибов в переговорный процесс по урегулированию ситуации в Афганистане. Так, последний раунд переговоров с талибами прошел в пакистанском городе Мюрей. Переговоры стали возможны лишь благодаря посреднической роли США и Китая.
Китай тоже активно оказывает содействие этому процессу, сохраняя контакт с талибами. В 2015 году представители талибов неоднократно посещали Китай. В 2014 году посол Ирана в Афганистане Мохамад Реза Бахрами в интервью афганскому телеканалу заявил, что Тегеран поддерживает «разведывательные контакты» с талибами. Не стоит забывать, что в ходе 2014-2015 гг. представители талибов неоднократно посещали разные европейские государства и даже Японию. Ключевую роль в налаживании контактов между талибами и представителями западных стран сыграла Германия.
Пожалуй, Россия и Индия из числа «крупных игроков» в регионе были единственными странами, о контактах которых с талибами не говорилось. Но если известия о контактах вышеперечисленных государств в основном не вызывали удивления в афганском обществе, то заявление Кабулова о «совпадении интересов» для афганцев стало неожиданным и у определенной части афганского общества вызвало осуждение. Стоит отметить, что в Кабуле заявление было интерпретировано как готовность России сотрудничать с талибами.
Эксперты все же полагают, что Москва, скорее всего, не собирается устанавливать стратегические отношения с талибами. Речь идет, по всей вероятности, об оперативных и тактических контактах, направленных на уничтожение очагов присутствия ИГИЛ в Афганистане.
Впрочем, внятной официальной позиции со стороны Кабула пока нет. Единственным афганским чиновником, высказавшимся на эту тему, был представитель афганского МВД Сиддик Сиддики. Афганский чиновник высказал удивление и осудил контакты с антиправительственными силами. В целом это заявление получило большой резонанс в афганском обществе, вызвав недовольство представителей национальных меньшинств, в том числе таджиков. В соцсетях многие осудили контакты с талибами.
Парламент Афганистана выразил опасения
В субботу депутаты афганского парламента заявили, что их обеспокоили высказывания спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова по поводу возможных связей с движением «Талибан».
Парламентарии выразили опасения, что Афганистан может стать площадкой соперничества мировых держав. Они также отметили, что Россия не доверяет официальным властям Афганистана, поэтому пытается установить контакты с талибами, передает информационное агентство «Хаама Пресс».
Между тем, талибы поспешили откреститься от возможного сотрудничества с Москвой. Представители талибов отрицают контакты с Россией относительно борьбы с ИГ. По их словам, они могут самостоятельно справиться с боевиками «Исламского государства», которых представитель талибов в интервью телеканалу «Аль-Джазира» назвал не представляющей угрозы силой. Отметим, что речь, скорее всего, идет о катарских талибах.
«Талибы – это афганцы, с ними необходимо сотрудничать»
Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник в запасе Семен Багдасаров отметил в беседе с порталом «Афганистан.Ру», что заявление Замира Кабулова вполне разумно.
«Я уже лет восемь говорил о том, что с движением «Талибан» необходимо сотрудничать. Талибы – это афганцы. У них есть свое представление о том, каким должен быть Афганистан. Плохое оно или хорошее – не наше дело. Они никогда не выступали с угрозами в адрес Центральной Азии или России. Более того, еще мулла Омар заявлял о том, что «Талибану» не интересна Центральная Азия. Эти слова подтвердил нынешний лидер талибов мулла Мансур. Вопрос в том, а сможем ли мы наладить отношения с талибами», – полагает эксперт.
Собеседник отметил, что к реакции стран Центральной Азии, Ирана, Индии и национальных меньшинств Афганистана нужно относиться с уважением, но при этом отстаивать свои национальные интересы. «У Ирана есть интересы по Герату, а также по шиитам-хазарейцам. Они же работают с ними и нас не спрашивают. Почему мы должны? У стран Центральной Азии свои интересы. Лидер Таджикистана, например, собирается лететь в Эр-Рияд и подумывает о том, чтобы вступить в коалицию по борьбе с терроризмом во главе с Саудовской Аравией. Мы же ничего не говорим по этому поводу. Одним словом, у всех свои интересы», – отметил эксперт.
«Индия, в свою очередь, заинтересована в покупке российского вооружения. Наши позиции не должны совпадать по всем вопросам. Мы и будем продолжать торгово-экономические отношения. Не будем же мы всю свою политику проводить в интересах третьих стран», – добавил Багдасаров.
Эксперт полагает, что отношения России с движением «Талибан» не будут стратегическими. «Скорее всего, речь идет об отдельных контактах в общих интересах. Не думаю, что речь может идти о каком-то стратегическом союзе и партнерстве», — подчеркнул он.
«Отсутствие стратегического подхода»
Журналист-международник, специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов отметил в интервью порталу «Афганистан.Ру», что такое резкое изменение подхода к движению «Талибан» говорит об отсутствии у России стратегического подхода и объясняет его политической ангажированностью.
«Я видел некоторых руководителей движения «Талибан» в 1995 году в Кандагаре, еще до того, как они вошли в Кабул. Уже лет двадцать я говорю о том, что с талибами необходимо договариваться, другого выхода нет. С ними придется договариваться. Установка на заключение мирных договоренностей с талибами – это основное условие достижения мира в Афганистане. Талибы – часть Афганистана. Это движение состоит, в основном, из пуштунов – государствообразующего этноса Афганистана. Воевать с ними до бесконечности нельзя», – сказал Аркадий Дубнов.
С другой стороны, собеседник удивлен столь резким изменением интонации заявлений о талибах спецпредставителя президента России по Афганистану Замира Кабулова. «Риторика российского МИД изменилась на 180 градусов с момента начала сирийской кампании, а может быть, и с еще более раннего периода – с момента, когда отношения России с Западом были испорчены. Талибы названы национально-освободительным движением, ведущим борьбу против американцев. И именно поэтому, исходя из слов Кабулова, они нам не враги. Логика простая: враг моего врага – мой друг. И это меня разочаровывает», – отметил эксперт.
Собеседник предполагает, что реакция сопредельных с Афганистаном стран на заявление МИД России о талибах вряд ли будет позитивной. «Национальные меньшинства Афганистана, таджики, узбеки, туркмены воспринимают талибов как врагов. И, соответственно, они не примут эти заявления с восторгом. Более того, соседние с Афганистаном государства, Индия, Иран, страны Центральной Азии также не будут в восторге от такого резкого изменения линии Москвы. Так резко политика не меняется. Раньше талибы – это враги, а теперь национально-освободительное движение. Более того, думаю, что и сами талибы вряд ли примут с восторгом в свои объятия нового союзника. Поздновато», – подытожил Дубнов.
Для России «Талибан» меньшее зло, нежели ИГИЛ
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, политолог Владимир Евсеев в беседе с порталом «Афганистан.Ру» отметил, что, возможно, речь идет о поддержке Россией переговорного процесса, который ведет Китай.
«Заявление Замира Кабулова может быть обусловлено тем фактом, что сейчас идет перетекание части радикально настроенных талибов в «Исламское государство». Для России «Талибан» меньшее зло, нежели ИГИЛ. Более того, Китай поддерживает переговорный процесс между афганским правительством и движением «Талибан». В этом смысле это может быть поддержка Москвой позиции Китая», – отметил Евсеев.
Собеседник отметил, что все партнеры России вокруг Афганистана сами пытаются найти контакты с талибами. «Например, Туркменистан всегда пытался найти общий язык с талибами. Казахстан вообще пытается отмежеваться от афганской проблемы. Таджикистан и Киргизия также ищут пути соприкосновения с афганскими талибами. Что касается Ирана, я думаю, что можно говорить об определенных договоренностях между Москвой и Тегераном», – подчеркнул эксперт.
«Проблема здесь заключается в том, что Россия всегда последовательно заявляла, что нельзя делить талибов на хороших и плохих. Однако сейчас, с появлением на территории Афганистана террористов ИГИЛ, появляются пути для компромисса», – подытожил Евсеев.
.