Около двух десятилетий в Афганистане действует множество организаций мирового масштаба, а именно: ООН, ЕС, Всемирный банк, ВТО, Азиатский банк развития и многие другие. Все эти организации на протяжение долгих лет называли своей целью экономическую ситуацию в Афганистане, устранить внутриполитические противоречия, усилить роль страны в региональной политике.
Несмотря на деятельность вышеназванных организаций, ситуация в Афганистане, как политическая, так и экономическая, пока не сдвинулась ощутимо с мертвой точки. Многие статистические данные, подготовленные разнообразными аналитическими центрами, показывают, что ожидания мировых организаций во отношении Афганистана за два десятка лет так и не оправдались.
После того, как было создано Правительство национального единства, во главе которого стояли Ашраф Гани, требовавший развития социально-экономического и политического аспекта жизни страны, и Абдулла Абдулла, стремившийся провести многочисленные реформы, с целью построить прогрессивный Афганистан, появилась надежда, что ситуация в стране исправима, и, даже более того, существует возможность построить новую концепцию «одна страна – одна нация». К несчастью за все четыре года Правительства национального единства не было достигнуто ни одного положительного результата. Ни одно из обещаний правительства так и не было реализовано в полной мере.
В данной статье автор на примере составленной международными организациями статистики попытается показать, к чему привели методы и действия нынешнего правительства Афганистана, направленные на демократизацию и модернизацию общества страны.
Совсем недавно в журнале «Экономист» были опубликованы статистические данные относительно демократических процессов в разных странах мира. Всего рассматривалось около 60 различных показателей, которые характеризуют отдельные аспекты демократии в государстве. Например, «избирательный процесс», «плюрализм мнений», «дееспособность властей», «политическая активность», «политическая культура» и гражданские «свободы». Афганистан занял 149 место из 167, обогнав Иран (150 место) по нескольким показателям.
В докладе «Экономист» отмечается, что Афганистан набрал минимальное количество баллов в параметре «дееспособность властей» и находится на одном уровне с Суданом по данному показателю.
В «Экономисте» правительство Афганистана было названо неэффективным и недееспособным. В качестве основного аргумента исследователи указали неспособность правительства обеспечить надлежащий уровень безопасности своих граждан и принять меры по прекращению конфликта внутри страны. Также исследователи отметили и присутствие иностранных сил в Афганистане, что не может характеризовать Правительство национального единства как самодостаточное правительство.
В «Экономисте» были также приведены следующие аспекты, характеризующие демократические процессы в Афганистане:
1. Политическая характеристика:
А) низкая легитимность власти (причиной тому является коррупция и отсутствие прозрачности);
Б) слаборазвитый комплекс госуслуг;
В) вольная трактовка законов и несоблюдение прав человека;
Г) присутствие иностранных войск и их деятельность, осуществляемая без каких-либо консультаций с правительством;
Д) отсутствие политического консенсуса и слабая централизация власти в стране;
Е) вмешательство других стран во внутренние дела Афганистана.
2. Социальная характеристика:
А) давление на общественность;
Б) свободное перемещение по стране лиц, угрожающих национальной безопасности;
В) социальное недовольство;
Г) «утечка мозгов».
3. Экономическая характеристика:
А) фрагментарность экономики страны;
Б) бедность и отсутствие экономического развития.
Обычно, политические эксперты делят государства с «недееспособной властью» на две группы: «с находящимся в кризисе правительством» и «расколовшиеся». Государства «с находящимся в кризисе правительством» характеризуются как государства, в которых для правительства проблематично наладить диалог с общественностью, обеспечить работу законодательной, исполнительной и судебной власти на должном уровне. «Расколовшиеся» государства можно охарактеризовать как государства, в которых наблюдается «политический вакуум» и неспособность правительства установить взаимопонимание между конфликтующими сторонами (или стороной). Такие государства, фактически, можно назвать «разделенными на отдельные фрагменты». Ко второму типу эксперты из «Экономист» и отнесли Афганистан.
В заключении можно отметить, что, за период нахождения у власти Правительства национального единства, Афганистан так и не стал более безопасным для проживающих в нем граждан. Как отмечается в опубликованном «Экономист» докладе, нынешнему правительству так и не удалось продвинуться в борьбе с коррупцией, сохранением гражданских и политических свобод, укреплением вертикали власти и либерализации афганского общества. Суть показанной в данной статье статистике можно свести к тому, что Афганистан, с точки зрения развития демократических процессов, начинает постепенно регрессировать и терять то, что было создано в прошлом.
Афганистан остается одной из самых беднейших стран в мире (около 54% населения проживает за чертой бедности), остается одной из крупнейших стран-производителей и экспортеров наркотиков.
Правительству национального единства остается всего год управлять страной. Пока что можно подвести такой итог: ожидания не оправдались; обещания правительства не были выполнены, а оказываемая ему иностранная поддержка не была использована по назначению.
Сейед Насим Бахман, преподаватель университета Балха