Афганистан остается одним из наиболее неспокойных стран в Южной Азии. С момента вывода советских войск с афганской территории положение изменилось не в лучшую сторону, и по сей день государство продолжает страдать от рук военизированных бандформирований, которые также принимают участие в дестабилизации ситуации в регионе. Эксперты склоняются к мнению, что ключ решения афганского вопроса находится в Пакистане. Заинтересован ли Пакистан в урегулировании афганского конфликта и в чём отличаются позиции двух государств – об этом Dialog.Tj поведал руководитель Центра конфликтологии и региональных исследований Косимшо Искандаров.
— Руководство Пакистана часто обещает всячески содействовать миру в Афганистане. Однако на деле мы видим другой подход. Можно ли утверждать, что нестабильность в Афганистане на руку Пакистану?
— Пакистанской стороне важен не просто мир в Афганистане, но и то какой именно режим установится в стране, и как афганское правительство будет относиться к правительству Пакистана. С момента образования государства Пакистан, правительство Афганистана не признает линию границы (линию Дюранда) между двумя странами. В условиях, когда не решена проблема границы, Афганистан, по сути, претендует на часть территорий Пакистана. В Афганистане заявляют, что они не признают эту границу, а Пакистан в свою очередь заявляет, что эта граница является общепризнанной. Для Пакистана важно, чтобы в Афганистане был лояльный режим. Если не будет такого режима, то видимо, Пакистан будет оставаться заинтересованным в том, чтобы конфликт в соседней стране продолжался и, чтобы Афганистан не смог встать на ноги. Нынешнее пакистанское руководство пока не уверено в том, что пакистанские интересы в Афганистане будут учтены. А потому и не торопится способствовать скорейшему урегулированию конфликта в Афганистане.
— Многое ли зависит от позиции Пакистана в восстановлении мира в Афганистане?
— Думаю, что многое. При желании Пакистан мог бы посадить правительство Афганистана за стол переговоров с Талибаном и таким образом решить многие проблемы.
— А что является основным камнем преткновения в афгано-пакистанских отношениях: линия Дюранда, движение Талибан или другие вопросы?
— Существует целый комплекс проблем, в том числе и вопрос Пуштунистана, экономические вопросы и проблемы водоснабжения. Двум странам следует прикладывать больше усилий для решения данных проблем. Вместе с этим, с другой стороны, позиция Пакистана в отношении Афганистана не прозрачна, и никто из наблюдателей не знает точно, что конкретно хочет Пакистан от Афганистана. Я и сам периодически задаюсь этим вопросом. Так или иначе, конфликт по Пуштунистану и линии Дюранда существует и по сей день, а конкретных шагов для его урегулирования не предпринимается.
— Проблема Пуштунистана существует не один десяток лет. В Афганистане и в Пакистане проживают пуштуну. В чём сущность проблемы Пуштунистана?
— 12 ноября 1893 года был подписан договор между Великобританией и эмиром Афганистана Абдурахман-ханом, по которому была определена граница между Афганистаном и Индией. Часть земель, где проживали пуштуны, осталась по другую сторону линии Дюранда — на территории Индии с центром в Пешаваре. Все руководители, пришедшие к власти в Афганистане после Абдурахман-хана, его сын Хабибулла-хан и внук Амонулла-хан, признавали легитимность линии Дюранда, даже когда в 1919 году Афганистан стал независимым государством. Но после распада Индии на два государства и образования государства Пакистан, в Афганистане перестали признавать эту границу и начали претендовать на эти земли, в которых живут пуштуны. Тогда и возникла проблема Пуштунистана, которая существует по сей день. При этом следует заметить, что уровень жизни пуштунов, сегодня живущих на территории Пакистана, гораздо выше уровня тех, кто проживает в Афганистане. Более того, они не желают присоединяться к Афганистану. Однако никто из руководителей сегодняшнего Афганистана не берет на себя ответственность признать линию Дюранда. Они думают, что это будет предательством интересов афганцев, хотя данная граница де-факто и де-юре существует. Я уверен, чтобы расставить все точки над «i», странам нужно установить диалог, ведь пока конфликт не решиться, Пакистан не будет заинтересован в мире и спокойствии на территории Афганистана.
— Однако все же периодически переговоры между Афганистаном и Пакистаном ведутся, не так ли?
— Безусловно, но данные переговоры ведутся не по вопросу статуса «линии Дюранда», а по существующим экономическим проблемам, торговым отношениям и вопросам безопасности. Афганистан считает, что в 1893 году англичане вынудили Абдурахман-хана подписать договор, и поэтому принимать его условия сегодня не собирается, хотя существующая граница и признана международным сообществом.
Население обеих стран рассматривает линию Дюранда как официальную границу. Наряду с этим, Пакистан даже предложил построить стену на границе, чтобы «экстремисты и террористы не проникали на территорию Афганистана», на что афганское правительство ответило отказом. По мнению афганской стороны, если будет построена стена или заграждение, тогда это будет уже реальная граница, чего они не готовы признать. В итоге, пока Афганистан не признает на официальном уровне эту границу, хотя фактически она существует, ситуация на пакистанско-афганской границе и в Афганистане будет оставаться сложной.
Сулхия АХМЕДОВА
Dialog.TJ