Справка Афганистан.Ру:
За последний год запрещенная в России группировка «Исламское государство» (ИГИЛ, другое название – «Даиш») сумела прочно укрепиться во многих восточных районах Афганистана, особенно в Нангархаре. Данная провинция превратилась в центр присутствия ИГ в Афганистане, что вызвало обеспокоенность центрального правительства. В ходе одного из визитов в Нангархар президент Ашраф Гани отдал приказ силам безопасности в течение недели уничтожить группировку. Распоряжение главы государства вызвало волну критики со стороны наблюдателей, убежденных в том, что уничтожение «Даиш» в Нангархаре не является делом одной недели, поскольку группировка уже достаточно глубоко внедрилась в эту провинцию. В настоящее время правительство Афганистана сообщает о проходящей в провинции серии силовых операций, в ходе которых, по официальным данным, «Исламское государство» несет серьезные потери.
О ситуации в Нангархаре мы побеседовали с Салим Ханом Кундузи, уже более года занимающим пост губернатора данной провинции, а в прошлом являвшимся заместителем министра сельского хозяйства Афганистана. В эксклюзивном интервью «Афганистан.Ру» губернатор рассказал нам о текущей обстановке в провинции, влиянии присутствия ИГ на ситуацию с безопасностью и мерах, направленных на ликвидацию угрозы со стороны экстремистской группировки.
«Афганистан.Ру»: Господин Кундузи, в последние дни в Нангархаре побывали президент и некоторые другие высокопоставленные лица страны. Упомянутые визиты свидетельствуют о пристальном внимании центрального правительства к развитию ситуации в провинции. Какова сейчас обстановка на местах?
С.К.: По сравнению с прошлыми месяцами к настоящему времени обстановка в Нангархаре улучшилась. В ходе своей поездки в провинцию президент отвел силам безопасности неделю на уничтожение «Даиш». Эта работа началась, и наиболее пострадавшие уезды уже очищены от присутствия группировки. Особенно это касается уезда Кот, в котором было очищено почти 98% территории. В уездах Ачин и Дех Бала была проведена работа с местным населением, и сейчас военные и гражданские служащие предпринимают согласованные действия. Я убежден, что в течение недели или полутора мы сможем нанести врагу сокрушительное поражение и очистить этот район от боевиков «Даиш», предоставив местному населению возможность вернуться к своей обычной жизни.
«Афганистан.Ру»: Как Вам известно, в последние месяцы провинция Нангархар превратилась в центр «Исламского государства» в Афганистане. Все были обеспокоены последствиями такого расширения присутствия ИГ в этой провинции. В чем причина того, что Нангархар привлек внимание «Даиш» и превратился в базу этой группировки в Афганистане?
С.К.: «Даиш» планировала создать свои центры в Нангархаре, особенно вблизи линии Дюранда в лесных и горных районах, и оттуда осуществлять нападения на другие провинции и регионы, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Однако для нейтрализации этих планов была осуществлена целая серия мероприятий, и сегодня группировка терпит поражение в уездах, которые ранее находились под ее контролем.
Рядом с линией Дюранда «Даиш» построила несколько баз и центров обучения, и впоследствии президент и господин Атмар [Мохаммад Ханиф Атмар, советник Афганистана по вопросам национальной безопасности – прим. «Афганистан.Ру»] приехали в Нангархар и дали ясное указание усилить давление на эти центры. Кроме того, для активизации наступления на «Даиш» было отдан приказ об усилении военных мощным народным ополчением. В эти же дни в Нангархаре побывал и министр обороны, который провел совещание при участии военных и гражданских лиц. Я уверен, что на этот раз мы сможем нанести врагу такое поражение, что для него больше не останется места в провинции Нанагархар.
«Афганистан.Ру»: Господин Кундузи, каковы отношения между «Талибаном» и «Даиш» в провинции Нангархар?
С.К.: Для нас нет «хороших» и «плохих» врагов. Мы предпринимаем серьезные меры против каждого, кто покушается на наших людей, кем бы он ни был – талибом или членом «Даиш». Несколько месяцев назад между «Даиш» и «Талибаном» происходили серьезные конфликты и боевые столкновения. Но в последнее время мы видим, что между ними нет серьезных разногласий, и они практически не воюют друг с другом на территории провинции. Правда, в некоторых районах между талибами и игиловцами все еще происходят отдельные стычки.
Мы полагаем, что у каждой из этих группировок, вероятно, есть программа дестабилизации Афганистана. Поэтому мы планируем серьезные меры против обеих группировок и верим, что сможем уничтожить каждую из них.
«Афганистан.Ру»: Господин губернатор, ранее сообщалось, что большинство боевиков «Даиш» в провинции Нангархар являются иностранцами. Какая информация об этом есть у Вас как у высшего представителя центральной власти в провинции? Выходцы из каких стран воюют в рядах группировки в Нангархаре?
С.К.: «Даиш» – это не только афанская тема. Это проблема всего региона. Вы же видите, что взрывы и теракты, которые происходят по всему миру, имеют отношение к данной группировке, и ответственность за них возлагается на «Даиш».
Нет сомнения в том, что и у нас с самого начала появления этой группировки в стране в рядах «Даиш» присутствовали иностранные граждане. Возможно, в их числе есть и представители служб безопасности других государств. Раньше я видел тела некоторых боевиков группировки, и было ясно, что в их числе были как представители других стран, так и афганцы. Вначале среди них было много афганцев, но затем в страну начали проникать выходцы из других стран. Поскольку проблема «Даиш» имеет региональный характер, <среди боевиков группировки> в Афганистане присутствуют иностранные террористы.
«Афганистан.Ру»: Господин губернатор, недавно некоторые депутаты парламента говорили, что в провинции Нангархар есть 50 домов, принадлежащих иностранцам, в частности, выходцам из Северного Кавказа, и там необходимо произвести зачистку, поскольку эти лица поддерживают связи с боевиками. Что Вам известно об этом?
С.К.: Я не могу сказать конкретно, 50, 60 или 70 семей. Но несомненно одно – это граждане соседних стран и ряда других зарубежных государств.
Говорят, что некоторое количество таких людей вместе со своими семьями проживало в районах, которые ранее контролировались группировкой «Даиш». Сейчас на эти уезды предпринято мощное наступление, и таких людей в этих районах больше не останется. Из какого бы места или страны ни были террористы, они являются врагами афганского народа, и мы будем предпринимать против них самые решительные действия.
«Афганистан.Ру»: Господин Кундузи, ранее один из высших военачальников в своем интервью нашему порталу говорил о том, что боевиков «Даиш» перебрасывают в провинцию Нангархар на самолетах. Насколько точна эта информация?
С.К.: Иногда люди делают заявления, не располагая достоверной информацией. Я лично полностью опровергаю эти высказывания, поскольку несу ответственность за эту провинцию и встречаюсь с населением, в том числе с теми, кто проживает вблизи линии Дюранда и баз «Даиш». До сих пор никто из местных жителей не говорил мне ничего подобного. Никто не рассказывал мне о том, что он видел самолет, который приземлялся вблизи районов, подконтрольных «Даиш». Это неверные заявления. Вместо того, чтобы укреплять в людях доверие к системе безопасности страны, отдельные лица занимаются созданием недоверия.
«Афганистан.Ру»: Господин Кундузи, как Вы отметили ранее, президент Гани во время поездки в провинцию Нангархар отдал силам безопасности распоряжение уничтожить «Даиш» в течение одной недели. Возможно ли это сделать за столь краткий срок?
С.К.: Это заявление свидетельствует о серьезном настрое президента на борьбу с «Даиш». Он сделал акцент на том, что нам следует предпринять серьезные шаги и проявить уважение к своему народу. Усилия властей привели к тому, что люди стали активно сотрудничать с нами в борьбе с «Даиш». Люди сами берут в руки оружие и воюют против группировки. Примеры этого мы имеем в уезде Кот и других уездах. Я уверен, что если подобное взаимодействие будет организовано между населением и военными, враг столкнется с тяжелым поражением в течение недели, то есть в тот срок, который был назначен президентом.
«Афганистан.Ру»: Господин губернатор, некоторые члены совета провинции и депутаты от Нангархара в парламенте говорят о том, что кадровые изменения, которые произошли на уровне провинциального руководства, ослабили борьбу с «Даиш». К примеру, они говорят, что перестановки в составе командования и руководства уездами создали вакуум власти в борьбе с группировкой. Насколько это верно?
С.К.: Когда мы что-то меняем, то учитываем все аспекты. Произведенные нами изменения были направлены на создание реформ и уничтожение «Даиш». Эти изменения были результатом коллективного решения Военного совета и руководства провинции. Мы просчитывали, какие люди и на каком месте могут быть наиболее эффективными.
Кроме того, эти изменения были произведены в целях обеспечения необходимой координации действий между населением и силами безопасности. Для преобразований и перестановок имелись серьезные причины. Мы знаем, на каком месте будет наиболее эффективен тот или иной глава уезда в этих условиях, и какой руководитель уезда в нынешних условиях способен мобилизовать население своего района. Поэтому произведенные нами изменения были направлены именно на осуществление плана по нанесению мощного удара по «Даиш».
«Афганистан.Ру»: Ранее Вы упомянули о том, что «Исламское государство» выстроило свои базы в регионе по линии Дюранда. Не свидетельствует ли это о том, что пакистанские круги не имеют серьзного намерения бороться с «Даиш», поскольку не принимают решительных мер против создания баз группировки? Какова роль Пакистана в расширении присутствия «Даиш» в провинции Нангархар и в целом на востоке страны?
С.К.: Члены «Даиш» выбирают места для своего присутствия и стараются закрепиться в этих районах. В основном они предпочитают племенные области вдоль линии Дюранда, поскольку это горная местность, где они с легкостью могут найти укрытие.
Мы хотим передать ясное послание тем, кто финансирует и оказывает помощь «Даиш»: народ Афганистана не позволит принести своих людей и свое государство в жертву тем, кто намерен реализовывать здесь планы других стран.
Вы можете быть уверены в том, что каждый из тех, кто стоит за группировкой, потерпит поражение. Мы серьезно настроены на борьбу с ними. Раньше я уже говорил, что такое явление, как «Даиш», является не только афганской проблемой. Это проблема регионального уровня. Каждый, кто поддерживает «Даиш», должен быть уверен в том, что испытает на себе все последствия поражения этой группировки.
«Афганистан.Ру»: Господин губернатор, ранее СМИ распространили информацию о том, что в Нангархаре силами местного народного ополчения были задержаны несколько пакистанских офицеров. Согласно поступившим данным, в качестве ответной меры «Даиш» захватил людей из числа местного населения и потребовал освобождения пакистанских офицеров. Достоверна ли эта информация?
С.К.: Я уже говорил раньше, что силы «Даиш» располагаются вдоль линии Дюранда. В тесных отношениях с группировкой находится племя Оракзай, некоторые из его членов состоят в рядах «Даиш». Но мы предпринимаем серьезные меры для борьбы с этой группировкой. По той теме, о которой вы упомянули, у меня нет информации. Я не думаю, что такое происходило. Когда «Даиш» потерпела поражение в селе Декуч, часть таких семей, поддерживающих эту группировку, ушла вместе с ее боевиками.
«Афганистан.Ру»: В прошедшие годы в Нангархаре остро стояла проблема наркотиков. Некоторые антинаркотические операции на территории провинции проходили при содействии ФСКН России. Как сейчас обстоят дела с наркоситуацией в Нангархаре?
С.К.: Согласно докладу Министерства по борьбе с наркотиками, по сравнению с прошлым годом площади наркопосевов в Нангархаре сократились. Однако в ряде неспокойных уездов и там, где присутствуют талибы и «Даиш», до сих пор выращиваются наркотические культуры.
В некоторых уездах благодаря поддержке местных старейшин удалось снизить посевы опийного мака по сравнению с прошлым годом, и наши усилия направлены на то, чтобы путем обеспечения безопасности и выдворения террористов из уездов Нангархара свести выращивание опийного мака к нулю.
«Афганистан.Ру»: Господин губернатор, в качестве последних вопросов хотелось бы поинтересоваться у Вас численностью сил «Исламского государства» в Нангархаре, а также узнать о том, чем закончились столкновения между пограничными силами Афганистана и Пакистана, которые происходили в провинции в прошлом месяце. Каково Ваше мнение о проходе в линии Дюранда, который был создан пакистанцами?
С.К.: У меня нет достоверных данных о численности «Даиш». Боевиков группировки никто не пересчитывал. Однако, по приблизительным подсчетам, в провинции Нангархар находятся более 3,5 тысяч приверженцев «Даиш». Только в уезде Кот присутствуют примерно 600 боевиков группировки. Некоторое время назад в еще одном уезде численность членов «Даиш» доходила до 1200 человек. Тем не менее, когда они терпят урон, они покидают этот район. На сегодняшний день они потерпели крупное поражение в уезде Кот и некоторых других уездах. Против них ведутся серьезные действия, и их будет становиться меньше.
«Афганистан.Ру»: Куда бегут члены «Даиш» после того, как терпят поражение?
С.К.: Большинство их селится вдоль линии Дюранда по ту стороны границы, в племенных районах Пакистана. Или же они оставляют оружие и под видом простых людей вместе со своими женщинами бегут из региона на обычных автомобилях. Раньше их было больше. Сейчас их количество сокращается. Я уверен, что число членов «Даиш» будет <и дальше> уменьшаться и в конце концов сойдет на нет.
Что касается прохода в границе, то выявленная проблема будет решаться дипломатическими методами, усилиями Министерства иностранных дел. Данный вопрос относится к компетенции МИДа. В настоящее время передвижение людей через границу осуществляется беспрепятственно. Большая часть людей едет в Пакистан с заграничными паспортами, но иногда к нам поступает информация о том, что больным людям и людям, испытывающим <некоторые другие> затруднения, разрешают переходить границу без паспорта.
Спасибо, господин Кундузи.
Беседу вел Фердоус Кавиш