Интервью Хаджи Халила Ахмада Фитри, руководителя отдела новостей информационного агентства Pajhwok Afghan News, для Центра Льва Гумилева в Афганистане.
— Есть ли у партии Гульбеддина Хекмарияра «Хезби Ислами» потенциал стать полезной и легитимной?
— Отвечая на вопрос о потенциале «Херби Ислами», о возможном положительном влиянии на ситуацию в стране, без сомнения можно сказать, что эта партия в свое время была сильной, а в настоящее время имеет много своих представителей в правительственных структурах.
Военная активность этой партии последнее время незначительная, но наличие сторонников этой партии в различных провинциях заставляет с ней считаться. За последние 8 лет в Афганистане приложено немало усилий в деле достижения мира, в том числе благодаря усилиям мирового сообщества. Переход Исламской партии на мирную сторону и переговоры с правительством, без сомнения, помогут открыть проход к альтернативному существованию для тех оппозиционных группировок, которые находятся в состоянии войны с правительством. Сейчас возложено много ожиданий и надежд на то, что после заключения мирного соглашения с «Хезби Ислами» военная активность по стране пойдет на убыль.
— Каковы перспективы таджикской партии «Джамиат-e-Ислами»?
— «Джамиат-e-Ислами» также является одной из влиятельных партий последних десятилетий в Афганистане. Даже учитывая темное прошлое основателя и лидера партии, бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани, её представители продолжают играть весомую роль в обществе и политике, представители «Джамиат-e-Ислами» заметны и в нынешней власти. Население продолжает питать симпатии и испытывать доверие к действиям этой партии. Приближенность партии к правительству сможет положительно сыграть роль в единении общества, но если эта партия станет в оппозицию официальному Кабулу, она будет представлять серьезную угрозу.
— Каким вы видите взаимоотношения Афганистана с Россией?
— Афганистан – страна «третьего мира», где вот уже четыре десятилетия идет война. В тоже время Афганистан — сердце Азии, поэтому спокойствие в Афганистане может стать основой спокойствия в регионе. Такие страны как Россия и США должны строить свои экономические и политические отношения здесь без оказания давления на народ Афганистана. Опыт показывает, что давление приводило не только к проблемам у самих афганцев, но и к сложностям в странах региона и в самих странах, оказывающих давление. Мы имели добрые отношения с Россией в прошлом на протяжении столетий, и я уверен, что доброе отношение к России до сих пор остается у обычного народа.
Последнее время высокопоставленные чиновники правительства национального единства не раз посещали Россию с призывом к сотрудничеству и заручились положительным ответом. Это само по себе может стать началом добрых отношений. Несомненно, развитие отношений с Россией сможет оказать положительное влияние на все сферы жизни в Афганистане. В прошлом мы получали выгоду от сотрудничества с Россией в разных сферах: экономической, образовательной, кросскультурной.
Правительству Афганистана необходимо с учетом взаимовыгодных отношений между странами, восстановить эти связи. В свою очередь мы ожидаем от России возобновления сотрудничества. Но без оказания давления.
В первую очередь правительство Афганистана запросило у России военную помощь. И это не случайно, пока не будет безопасности в стране, сложно говорить о развитии каких-либо сфер жизни. В настоящее время мы больше всего нуждаемся в безопасности и спокойствии и надеемся, что Россия нам поможет в достижении этого.
— Каково по вашему мнению будущее НАТО в Афганистане и что будет, если силы коалиции покинут страну?
— Силы стран НАТО находятся в Афганистане более 10 лет. Они сыграли немаловажную роль в развитии Афганистана. Но каждая страна, которая пришла в Афганистан, к сожалению, сконцентрировалась на своих интересах. Безопасность с 2000 года, когда иностранные войска вошли в Афганистан, серьезно ухудшилась.
До 2000 года, могу с уверенностью сказать, что мы контролировали ситуацию с безопасностью, с наркотиками и экономикой. Но, к сожалению, после прихода иностранцев, ситуация не только не улучшилась, она стала критической. Мы просим не только страны НАТО, но и Россию, предоставить более искреннюю и честную программу в отношении Афганистана.
Россия, даже если российские войска здесь не присутствуют, могла бы помочь в деле укрепления наших сил безопасности. Больше всего мы нуждаемся в безопасности. Только после того, как будет обеспечена безопасность, мы можем развивать сотрудничество и в других сферах.
Хотя присутствие войск НАТО и не может отвечать нашим надеждам, но, тем не менее, есть опасения, что если они покинут страну в настоящий момент, то обстановка еще более ухудшится.
Если нашим силам безопасности будет оказана помощь без военного вмешательства, мы сможем встать на ноги и обеспечивать мирное существование людей также, как это делали до 2000 года.
— Спасибо, господин Фитри, за вашу искренность. Будем рады вас снова видеть в Москве и надеемся, что ситуация в Афганистане изменится к лучшему в самое ближайшее время и взаимоотношения между нашими странами выйдут на новый виток развития.
Башар Ахмад Гардези