Вахид Пайман: в Афганистане не было и не будет межрелигиозных конфликтов

Вахид Пайман, руководитель западного отделения газеты «Хаште субх» (в переводе «8 утра») ответил на вопросы Центра Льва Гумилева.

— Каковы перспективы нахождения войск НАТО в Афганистане?

— Официально НАТО останется в Афганистане до 2020 года. На недавней международной конференции в Брюсселе государства-члены НАТО вновь объявили о своей поддержке нашей страны, в том числе и материальной в течение предстоящих 4 лет. Отмечалось, что НАТО продолжит поддержку Афганистана и после 2020 года.

Мы знаем, что война в Афганистане не может быть решена военным путем. Это сегодня поняли и НАТО, и США. Госсекретарь США Джон Керри в Брюсселе, обращаясь к талибам, заявил, что война в Афганистане не имеет военного пути решения. Это означает, что все, вовлеченные в конфликт группы, внутренние и внешние, достигли этого понимания, силой решить проблему Афганистана не возможно.

Поэтому, на мой взгляд, НАТО пытается сблизить различные воюющие в Афганистане группы с правительством этой страны для достижения устойчивого мира. К примеру, несколько лет назад Гульбеддин Хекматияр заявлял, до тех пор, пока НАТО не покинет Афганистан, он не готов участвовать в мирных переговорах.

Но в то же время, мы были свидетелями того, что НАТО не давало «зеленого» света в отношении переговоров правительства с Хекматияром. Но теперь мы видим, что «зеленый» свет зажжен обеими сторонами. Это говорит о том, что стороны достигли понимания, и война в Афганистане должна быть прекращена любым способом. Могу сказать, что полномочия НАТО в Афганистане на стадии изменения. Многие страны-члены НАТО, такие как Франция, Германия, больше не заинтересованы в военном присутствии в Афганистане, как это было после падения режима «Талибана». Погибают их солдаты, они несут большие материальны потери, миссия НАТО в Афганистане на стадии изменения с военной на гражданскую, от военной поддержки к финансовой.

— Соседние с Афганистаном страны, в том числе и Россия, заявляют, что опасаются не талибов, а активизации групп ДАИШ (ИГИЛ) в вашей стране, считая, что эта группировка направлена против них. Может ли ДАИШ укрепиться в Афганистане и стать серьезной угрозой соседям Афганистана?

— Та модель ДАИШ, которая базируется в Сирии и Ираке, крайне отличается от той группировки, чью деятельность мы наблюдаем в Афганистане. Тот ДАИШ которого опасается Россия и страны региона, в том числе Иран и государства Средней Азии – это модель, которая работает как раз в Ираке и Сирии. У них другая стратегия, другой подход к решению проблем. Они вовлечены в религиозную войну. ДАИШ в Ираке и Сирии состоит из представителей различных народностей, стран и рас, среди них можно найти европейцев и даже африканцев. Но ДАИШ Афганистана – это радикальная группа, которая отделилась из состава террористических групп, базирующихся ранее в Пакистане. Т.е. – это остатки «Талибана».

Это не вновь созданная группа под названием ДАИШ, или продолжение того ДАИШ, который мы видим в Ираке и Сирии. Боевики этой группировки продолжают деятельность тех экстремистских групп афганского происхождения, которые вмешивались все эти годы в дела нашей страны с территории Пакистана.

Важный аспект, которой я хотел бы отметить, ДАИШ в Ираке и Сирии имеет антишиитскую направленность. В Афганистане, несмотря на многочисленные проблемы, по крайней мере, нет межрелигиозных проблем. У нас в Афганистане никогда не было войны между суннитами и шиитами, и не будет. С другой стороны, правительство Афганистана жестко противодействует ДАИШ. За последние четыре года, в течение которых говорится о присутствии ДАИШ в стране, правительственные силы активно противодействовали этому явлению. Существуют различные группы давления. В настоящее время и оппозиция настаивает на том, ДАИШ должен быть ликвидирован. Национальные меньшинства так же настаивают на ликвидации ДАИШ, в гораздо большей степени, нежели на уничтожении «Талибана».

Карзай как-то высказывается в поддержку талибов, внутри правительства мы так же видим свидетельства поддержки талибов, но в Афганистане нет никаких признаков поддержки ДАИШ со стороны какой-либо группы, партийной, религиозной или национальной. С другой стороны, талибы, в качестве одной из незаконных военных группировок в Афганистане, также имеют проблемы с ДАИШ. ИГИЛ в Афганистане не может сражаться одновременно на нескольких фронтах.

Шииты Афганистана, которые составляют большую подгруппу в нашем обществе, в частности хазарейцы, являются рычагом давления на правительство Афганистана, и не хотят, чтобы ДАИШ присутствовал в Афганистане. Все эти факторы приведут к тому, что ДАИШ в Афганистане не сможет в дальнейшем развиваться.

С другой стороны, население Афганистана устало от войны, и испытывает неприязнь к экстремистской деятельности, поэтому ДАИШ не сможет заручиться народной поддержкой. Единственным отягчающим обстоятельством является то, что ДАИШ рекрутирует боевиков среди талибов. Мы являемся свидетелями того, что некоторые полевые командиры «Талибана» во главе небольших группировок откалываются от основной части «Талибана». Есть опасения, что эти группы могут присоединиться к ДАИШ в Афганистане, и создать проблемы для правительства Афганистана.

— Будет ли созвана Лойя Джирга в Афганистане? Какие препятствия существуют на пути созыва всеафганского собрания? 


— За прошедшие 14 лет мы не смогли обеспечить следования существующему законодательству в Афганистане. За прошедшие почти сто лет, со времен Амануллы Хана до сегодняшнего дня мы сменили 8 Основных законов, создавали новые, отменяли старые и вновь принимали новую законодательную базу. 

За этот период мы не смогли доказать народу Афганистана, что мы можем посредством закона получить доступ к современной политической системе.

Потому что социальная система Афганистана своеобразна, система племенная, плохо стыкуется с современными законодательными структурами, созданными по мировым стандартам.

Например, выборы в Афганистане не смогли дать ожидаемых результатов. В первом и втором туре выборов в Афганистан начали поступать потоки денег, тем самым для будущего Афганистана открывались широкие возможности со стороны международного сообщества. 

Но до сих пор мы не имеем реально выборного правительства, которое указано в Основном законе.

Мы наблюдаем правительство национального единства, правительство, которое имеет двух лидеров, каждый из которых обвиняет друг друга в фальсификации и нарушении закона. 

выход из этого коллапса, на мой взгляд, возможен только с помощью созыва Лойя Джирги, где будет снова пересмотрен Основной закон Афганистана.

— Спасибо, господин Пайман, за содержательную беседу! Надеемся, что в скором времени Афганистану удастся разрешить кризис власти и создать безопасную среду для развития страны.

Беседовал Башар Ахмад Гардези

Лекториум он-лайн

[youtube_channel resource=0 cache=0 random=true fetch=25 num=1 ratio=3 responsive=1 width=306 display=thumbnail norel=1 nobrand=1 showtitle=above desclen=0 noanno=1 noinfo=1 link_to=none goto_txt="Visit our YouTube channel"]

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>