Вахаб Раофи окончил Кабульскую юридическую школу и в прошлом работал в министерстве юстиции Афганистана. Он иммигрировал в США и теперь служит гражданским лингвистом в американской армии. Его статьи публикуют крупнейшие американские издания.
Надеюсь, что однажды, когда мир, в конечном итоге, вернется в Афганистан, эта земля сможет стать настоящим активом.
Громовой грохот бомбы и запах пороха не являются чем-то необычным для жителей афганской провинции Нангархар, на эту землю военные США недавно сбросили МОАБ — самый крупный неядерный фугас, когда-либо использовавшийся.
Эта земля — моя родина, стала полем битвы с советской войны 1980-х годов, за которой последовало нашествие «аль-Каиды» Усамы бен Ладена, талибов, моджахедов из Пакистана и боевиков сети Хаккани. Последней чумой и целью Матери всех бомб является ДАИШ, арабская аббревиатура Исламского Государства Ирака и Сирии (ИГИС).
Несмотря на то, что сейчас Афганистан является полным банкротом, я мечтаю о том дне, когда основным продуктом нашей земли для мирового рынка станет туризм, а не терроризм.
У нас красивейшие национальные парки, горы, озера и реки, исторические святыни и музеи. К сожалению, сейчас большая часть которых узурпирована ДАИШ и другими.
Но почему Афганистан?
На это есть три причины, как говорят на рынке недвижимости: местоположение, местоположение и еще раз местоположение.
Зажатые между Ираном, Пакистаном и бывшими советскими республиками, горы Афганистана привлекают различного рода захватчиков как мед манит к себе ос.
В начале 2015 года афганские СМИ передали короткометражный фильм про мужчин в черных масках, едущих на лошадях через лес под развевающимся черным флагом халифата. Их назвали ДАИШ.
Сейчас 2017 год и руководство национальной безопасность теперь признает, что боевики ДАИШ, кроме Нангархара, действуют не только в провинциях Фарах, Гильменд и Забуль, но и в юго-восточной провинции Газни и северных провинциях Фарьяб и Кундуз.
Боевики ДАИШ, как и другие группировки что были до них, выбрали Афганистан по шести причинам.
Во-первых, это рельеф местности. В Афганистане идеальная география для ведения партизанской войны, возможностей для внезапных ударов и нападений из различных укрытий. Во время советского вторжения в 1980-е годы в сердце этих величественных гор были вырезаны пещеры и тоннели.
WikiLeaks утверждает, что строительство туннелей, на которые была сброшена недавняя бомба МОАБ, было покрыто за счет налогоплательщиков США. Пещеры и тоннели, где укрывались боевики ДАИШ, были разработаны ЦРУ и подарены моджахедам в их борьбе против оккупационной Красной армии СССР. После ухода Советов эти пещеры были облюбованы джихадистами, борющимися за создание нового халифата.
Вторая причина, слабое правительство: по прошествии двух с половиной лет после создания правительства национального единства, президент по-прежнему бессилен распространить свою власть за пределы крупных городов. На сегодняшний день, Афганистан входит в число самых коррумпированных стран мира, в провинциях царит хаос. Взяточничество — это, практически, образ жизни, страна крутится в воронке политического и экономического вихря. Неспособность правительства Афганистана обеспечить следование букве закона побуждает к иностранному вмешательству.
В-третьих, бедность: при уровне безработицы более 40%, ДАИШ легко вербует мужчин в свои ряды в обмен на деньги, многие идут под черные знамена отнюдь не из идеологических побуждений. Годы войны и лишений подорвали основы племенных традиций и верность родине.
Четвертая причина — радикальная идеология: в Пакистане насчитывается около 24 000 медресе (школ исламского права), которые питают и экспортируют нетерпимость, ненависть и террористов-смертников, в них преподают версию ислама, которая очень хорошо подкрепляет антишиитскую, антизападную воинственность.
В-пятых, это неприятные соседи: Афганистан стал полем битвы Индии и Пакистана. Пакистан обвиняется в прикрытии «Талибана», который борется с законным правительством Афганистана.
И, наконец, недооцененные угрозы: администрация Обамы отказалась нападать на талибов, никогда не произносила слова «радикальный исламский терроризм» и без энтузиазма пыталась «сдержать» ДАИШ. Они ошибочно полагали, что движение «Талибан» это группа местных мятежников и не представляет угрозы для интересов США или Запада. Это разъяренные афганские чиновники, которые заявили, что все те, кто совершает акты террора против гражданских лиц, должны быть заклейменными террористами. «Талибан» ничем не отличается от ДАИШ: они убивают невинных граждан, в том числе женщин и детей.
В консультации с должностными лицами США в отношении сброшенной МОАБ президент Афганистана Ашраф Гани сообщил американским генералам, что, если они хотят бороться с терроризмом, то «все знают, где они живут. У них есть офисы в Кветте и Пешаваре в Пакистане» и призвал «не различать террористов. Нет хороших террористов. Они все одинаковые».
Увижу ли я на своем веку на склонах афганских гор туристов вместо террористов? Прекрасные горы, долины, озера и ручьи манят, но добраться до них целым и невредимым практически невозможно. Однако нет непреодолимых проблем.
Те шесть факторов, которые превратили Афганистан в рассадник террора, можно смягчить. Более сильное правительство с меньшей коррупцией может привести к оздоровлению экономики и снижению уровня безработицы. США, Россия, Китай и другие страны могут помочь в этом.
Когда инфраструктура станет более устойчивой, Афганистан сможет противостоять воинствующим соседям и радикальным, нетерпимым идеологиям.
Как только решатся пять основных проблем, рельеф превратится из проблемы в настоящий актив. Посетите горнолыжные склоны Бамиана (да, в Афганистане!), водопады Национального парка Банд-и-Амир, сады Бабура, дворцы и ночные клубы Кабула.
Туризм, а не терроризм!
Вахаб Раофи
Мнение автора может отличаться от мнения редакции.
Перевод Егора Королева