Год правления президента Ашрафа Гани был отмечен бурным ростом активности талибов и спадом в экономике. Это время вряд ли можно назвать звездным годом Гани на занимаемой должности.
Ситуация с безопасностью в стране быстро ухудшается, застой в экономике привел к заоблачному уровню безработицы, десятки тысяч граждан бегут из страны в поисках лучшей жизни.
Вспомним, 29 сентября 2014 года, в свой первый день на должности президента Ашраф Гани провел в учебном заведении, где говорил со студентами о будущем. Позже он посетил раненых солдат в военном госпитале Кабула, чтобы оказать поддержку. Он даже выслушал жалобы заключенных в тюрьме строгого режима Пули-Чархи.
Через год, однако, оптимизм у простых афганцев по поводу этих визитов в значительной степени спал.
«За прошедший год были закрыты огромные заводы и фабрики, люди потеряли свои рабочие места. Люди потеряли надежду», — говорит Масуд Этемади, дизайнер-график из Кабула.
«У нас были очень завышенные ожидания, что все изменится — и теперь надежды нет», — говорит афганский беженец Хамагаи Акбар, один из тысяч тех, кто покидают страну каждый год.
По данным недавнего опроса, рейтинг одобрения действующего президента снизился с 60% в прошлом году до 20% на сегодняшний день.
Тот факт, что сотни талибов напали на город Кундуз и не получили ответного сопротивления, ярко свидетельствует о том, что ситуация с безопасностью в стране крайне тяжелая. Город Кундуз находится в 250 км к северу от Кабула, поступают сообщения, что талибы взяли под контроль несколько районов.
В прошлом году в повестке дня президента значительное внимание уделялось мирным переговорам с талибами и улучшению международных отношений. Тем не менее, переговоры резко закончились в июле после заявления о смерти лидера талибов муллы Омара и ряда терактов в столице.
Первый официальный визит президента за рубеж в КНР подчеркивал важность и необходимость развития экономических и дипломатических региональных отношений – что являлось основным приоритетом в преддверии президентских выборов.
Тем не менее, Гарджи Елхам, политолог, отмечает, что «действия президента не привели к каким-либо значительным изменениям в области внешней политики, ситуация с безопасностью далека от стабильной, не подписаны основные соглашения с Пакистаном, отношения с Китаем зависли в фазе ожидания».
Однако некоторые наблюдатели говорят, что было и что-то позитивное за прошедший год.
Гани удалось создать новый тип государственности по сравнению с экс-президентом Хамидом Карзаем, отмечает Джавид Ахмад, аналитик по южно-азиатскому региону.
«Существенное отличие от прошлого это то, что сейчас афганские лидеры сосредоточены на глобальных политических делах, а не на разборках между политическими деятелями внутри страны. Правительство осторожно продвигает win-win соглашения, и есть признаки, что идет отстройка от Пакистана, но что получится в итоге еще предстоит выяснить», — сказал Джавид Ахмад в интервью «Аль Джазире».
Некоторые наблюдатели утверждают, что президент разрушил механизм неофициального круга власти, на который сильно полагался Хамид Карзай, вводя новые лица в кабинет министров и на другие высшие должности.
Тем не менее, аналитики сомневаются, было ли это сделано с видением дальнейшего повышения эффективности управления или из желания консолидировать власть. Опасения так же выражались в связи с назначением на должности молодых технократов, которые не имели опыта ведения войны и принятия решений в критических ситуациях.
«Его назначения на должности вице-министров или генеральных директоров в значительной степени определяются этнической принадлежностью кандидата, что приводит к отчуждению других этнических групп», — отмечает Гарджи Елхам.
«Речь идет о политике изоляции и маргинализации: самом подходе к власти. Основная забота лидера – личное влияние и то, как он выглядит со стороны. Люди понимают это и реагируют соответствующим образом…»
Уровень безопасности по всей стране резко упал, а преступность, в частности хищение людей, возросла до пугающих размеров.
Как афганские, так и международные представители сил безопасности выражают озабоченность по поводу отсутствия как краткосрочной, так и долгосрочной стратегии по обеспечению безопасности в стране. В настоящее время, девять из 34 мест в правительстве остаются вакантными, и парламент Афганистана никак не назначит министра обороны.
14 000 солдат армии США, которые дислоцировались в стране, были выведены в результате смены операции Международных сил содействия безопасности на небоевую миссию НАТО «Решительная поддержка» по обучению и оказанию помощи правительственным силам Афганистана, которая началась c 1 января 2015.
«В штабе операции «Решительная поддержка» не нашлось никого, кто бы мог советовать что-то дельное», — отмечает один из сотрудников международной службы безопасности, пожелавший остаться неизвестным, поскольку не был уполномочен общаться с прессой.
Джавид Ахмад так же отмечает, что администрация Гани максимально подчеркивала успехи афганских национальных сил безопасности против различных вооруженных групп. Заявлялось, что военкоматы на юге Афганистана будут привлекать на 12% больше новобранцев.
Тем не менее, тревожные факторы – непригодность к военной службе и дезертирство — настораживают. По оценкам афганских официальных лиц в первом полугодии 2015 года, было убито более 4000 афганских военных и около 6000 получили ранения.
В августе генерал Джон Кэмпбелл, командующий США в Афганистане, отметил, что каждый месяц из армии бегут 4000 человек.
Оживление экономики – принятие мер по предотвращению миграции беженцев из страны и введение инвестиций – вопросы, которые выводились на первый план избирательной кампании Гани, остаются нерешенными.
«Отечественные и зарубежные инвестиции прекратились, и вопрос вывода капитала становится критическим», — пишет аналитик по Афганистану Елена Маликяр, — «Проекты, связанные с международной помощью — одни из крупнейших источников трудовой занятости населения за последнее десятилетие — уже по большей части закрыты или заморожены».
Коррупция и отсутствие безопасности тормозят приход иностранных инвестиций, однако, правительство Гани пытается решить вопрос со взяточничеством в среде чиновников.
Было проведено расследование, инициированное президентом, в результате которого был выявлен факт заключения коррупционного договора на поставки топлива, президент немедленно приостановил деятельность чиновников и отменил договор.
Сотни миллионов также были конфискованы в результате раскрытия коррупционного дела Банка Кабула.
Но услуги, непосредственно затрагивающие жизнь и здоровье обычных афганцев, опустились на уровень, возможно, даже худший, чем в период правления администрации Карзая, как отмечает Шакиба Мухаммади, диетолог и аналитик.
Значительные достижения в областях школьного обучения, первичной медико-санитарной помощи и программ развития находятся под угрозой.
По данным агентства ООН по делам беженцев, более 40000 афганцев переместились в Европу с января по август этого года. Экономические показатели безработицы перешли критические значения.
Бетани Матта
Источник и фото: Al Jazeera
Перевод: Егор Королев.